Цейдлер Клара Федоровна — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
'''Клара (Антония Агнес Клара) Федоровна Цейдлер''', '''Klara Zeidler''' (13/25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция) | '''Клара (Антония Агнес Клара) Федоровна Цейдлер''', '''Klara Zeidler''' (13/25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция) | ||
− | + | Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бема в Выборге (1822 – 1886) и его жены Берты, урожденной Кемпе, уроженки Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в городе Валке Лифляндской губернии, где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в Центральном училище технического рисования, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в Пфорцхайме в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в Центральном училище технического рисования, одновременно служила учителем рисования в Смольном институте, а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Член Императорского общества поощрения художеств на 1914. Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в Центральном училище технического рисования. | |
+ | |||
+ | Награды: Мариинский знак отличия беспорочной службы 2-й ст. (1912). | ||
В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919 – 1940 служила в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество "[[Ars|Арс]]". Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства "RaKÜ". Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V. | В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919 – 1940 служила в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество "[[Ars|Арс]]". Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства "RaKÜ". Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V. |
Версия 00:45, 4 июня 2017
Клара (Антония Агнес Клара) Федоровна Цейдлер, Klara Zeidler (13/25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция)
Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бема в Выборге (1822 – 1886) и его жены Берты, урожденной Кемпе, уроженки Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в городе Валке Лифляндской губернии, где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в Центральном училище технического рисования, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в Пфорцхайме в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в Центральном училище технического рисования, одновременно служила учителем рисования в Смольном институте, а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Член Императорского общества поощрения художеств на 1914. Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в Центральном училище технического рисования.
Награды: Мариинский знак отличия беспорочной службы 2-й ст. (1912).
В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919 – 1940 служила в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество "Арс". Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства "RaKÜ". Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.
В 1941 репатриировалась в Германию, в Мекленбург. С 1948 жила Швеции. Похоронена в Эскилстуне (коммуна Eskilstun).
Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.
Источники
- Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839 – 1914. Пг., 1914. С. 115.
- Рерих Н.К. Из литературного наследия / Под ред. М.Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
- Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В.В. Скурлова. СПб., 1997.
- Валиев М.Т., Клебанов А.Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53 - 58; № 4. С. 42 - 47