Цейдлер Клара Федоровна — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Цейдлер_Клара_Федоровна.jpeg|thumb|400px|Цейдлер Клара Федоровна]]
+
[[File:Цейдлер Клара Федоровна, 1920.jpg|thumb|400px|Цейдлер Клара Федоровна, 1920]]
 +
[[File:Цейдлер К.Ф..jpg|thumb|400px|Цейдлер К.Ф.]]
  
'''Клара Федоровна Цейдлер''', Антония Агнес Клара Цейдлер, Zeidler (25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция)
+
'''Клара (Антония Агнес Клара) Федоровна Цейдлер''', '''Klara Zeidler''' (13/25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция)
  
Из немецкой семьи. Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бёма в Выборге (1822–1886). Мать, Берта Цейдлер (урожд. Кемпе) – уроженка Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в г. Валке Лифляндской губ. (ныне Валга, Эстония), где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в ЦУТР, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в г. Пфёрцхейм в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в ЦУТР, одновременно работала учителем рисования в Смольном институте (в 1912 была награждена Мариинским знаком отличия за беспорочную службу второй степени), а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в ЦУТР.
+
Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бема в Выборге (1822 – 1886) и его жены Берты, урожденной Кемпе, уроженки Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в городе Валке Лифляндской губернии, где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в Центральном училище технического рисования, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в Пфорцхайме в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в Центральном училище технического рисования, одновременно служила учителем рисования в Смольном институте, а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Член Императорского общества поощрения художеств на 1914. Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в Центральном училище технического рисования.
  
В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919–1940 работала в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество [[Ars|«Арс»]]. Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства «RaKÜ». Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.
+
Награды: Мариинский знак отличия беспорочной службы 2-й ст. (1912).
  
В 1941 как немка выехала из Эстонии в Германию, в Мекленбург. С 1948 жила Швеции. Похоронена в г. Эскилстун (коммуна Eskilstun).
+
В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919 – 1940 служила в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество "[[Ars|Арс]]". Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства "RaKÜ". Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.
 +
 
 +
В 1941 репатриировалась в Германию, в Мекленбург. С 1948 жила Швеции. Похоронена в Эскилстуне (коммуна Eskilstun).
  
 
Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.
 
Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.
Строка 13: Строка 16:
 
== Источники ==
 
== Источники ==
  
*Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 115.
+
*Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839 – 1914. Пг., 1914. С. 115.
*Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
+
*Рерих Н.К. Из литературного наследия / Под ред. М.Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
*Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997.
+
*Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В.В. Скурлова. СПб., 1997.
*Валиев М. Т., Клебанов А. Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53-58; № 4. С. 42-47
+
*Валиев М.Т., Клебанов А.Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53 - 58; № 4. С. 42 - 47.
 +
 
 +
== Галерея ==
 +
 
 +
<gallery>
 +
File:Императорское общество поощрения художеств, 1914.jpg|Императорское общество поощрения художеств, 1914. Клара Цейдлер отмечена номером 36
 +
File:Цейдлер_Клара_Федоровна.jpeg|Цейдлер Клара Федоровна
 +
File:Цейдлер Клара Федоровна, 1940.jpg|Цейдлер Клара Федоровна, 1940
 +
</gallery>
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]

Текущая версия на 18:08, 8 апреля 2020

Цейдлер Клара Федоровна, 1920
Цейдлер К.Ф.

Клара (Антония Агнес Клара) Федоровна Цейдлер, Klara Zeidler (13/25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция)

Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бема в Выборге (1822 – 1886) и его жены Берты, урожденной Кемпе, уроженки Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в городе Валке Лифляндской губернии, где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в Центральном училище технического рисования, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в Пфорцхайме в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в Центральном училище технического рисования, одновременно служила учителем рисования в Смольном институте, а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Член Императорского общества поощрения художеств на 1914. Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в Центральном училище технического рисования.

Награды: Мариинский знак отличия беспорочной службы 2-й ст. (1912).

В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919 – 1940 служила в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество "Арс". Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства "RaKÜ". Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.

В 1941 репатриировалась в Германию, в Мекленбург. С 1948 жила Швеции. Похоронена в Эскилстуне (коммуна Eskilstun).

Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.

Источники

  • Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839 – 1914. Пг., 1914. С. 115.
  • Рерих Н.К. Из литературного наследия / Под ред. М.Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
  • Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В.В. Скурлова. СПб., 1997.
  • Валиев М.Т., Клебанов А.Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53 - 58; № 4. С. 42 - 47.

Галерея