Мамонтов Сергей Иванович — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 20 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File: | + | [[File:Мамонтов Сергей Иванович, 1921.jpg|thumb|400px|Мамонтов Сергей Иванович, 1921]] |
+ | [[File:Музыкальная секция Русского Таллиннского театрально-музыкального общества, 11.03.1937.jpg|thumb|400px|Музыкальная секция [[Русское театрально-музыкальное общество|Русского Таллиннского театрально-музыкального общества]], 11.03.1937. С. Мамонтов сидит во втором ряду второй слева]] | ||
+ | [[File:Акт-концерт, посвященный 100-летию со дня смерти Пушкина, в День Русского просвещения. Таллинн, концертный зал «Estonia», 10.02.1937.jpg|thumb|400px|Акт-концерт, посвященный 100-летию со дня смерти Пушкина, в [[День Русского просвещения]]. Таллинн, концертный зал «Estonia», 10.02.1937. С.И. Мамонтов сидит первый слева]] | ||
+ | [[File:Портрет Сергея Мамонтова работы Николая Берггольца, 1938.jpg|thumb|thumb|400px|Портрет Сергея Мамонтова работы [[Берггольц Николай Рихардович|Николая Берггольца]], 1938]] | ||
− | '''Сергей Иванович Мамонтов''' (1.10.1877 - 30.12.1938) | + | '''Сергей Иванович Мамонтов''', '''Segei Mamontov''' (19.09/1.10.1877, Москва - 30.12.1938) |
− | Двоюродный племянник Саввы Ивановича Мамонтова. | + | Сын промышленника и мецената Ивана Николаевича Мамонтова, владельца усадьбы в Пекуново, и его жены Екатерины Александровны, урожденной Робер. Двоюродный племянник Саввы Ивановича Мамонтова. Учился в Московской консерватории в классе Пауля Пабста игре на фортепиано и теории композиции у Сергея Танеева. В 1901 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у Анны Есиповой. С 1903 по 1906 преподавал игру на фортепиано в музыкальной школе Московской филармонии и с 1906 служил пианистом в оркестре Большого театра (куда его порекомендовал Сергей Рахманинов), с 1911 по 1920 занимал должность концертмейстера оперной труппы, также служил дирижером. Дирижер-репетитор в Частной русской опере Мамонтова, затем в Большом театре. |
− | В 1920 эмигрировал в Эстонию, в 1923 - 1932 | + | В 1920 эмигрировал в Эстонию. В Эстонии работал пианистом в таллиннском ресторане "Биржа", затем, с 1923 по 1932, в театре "Эстония" пианистом-репетитором. В 1923 году приглашен [[Смирнов Дмитрий Алексеевич|Дмитрием Смирновым]] аккомпанировать ему на гастролях в Таллинне. После спектакля "Травиата", куда он был приглашен исполнять роль Альфредо, [[Смирнов Дмитрий Алексеевич|Смирнов]] представил Мамонтова в театре "Эстония". По рекомендации руководителя оперы Альфреда Сяллика и примадонны Хельми Ейнер, Мамонтова пригласили на работу в "Эстонию". Согласно договору, в его рабочие обязанности входило обучать солистов их партиям, репетировать 24 часа в неделю, выполнять обязанности оркестра на репетициях опер, аккомпанировать на фортепиано в операх, опереттах, балетах и драматических спектаклях. В театре "Эстония" участвовал в подготовке 34 опер и около дюжины оперетт, в том числе таких известных как "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" Петра Чайковского, "Севильский цирюльник" Джоакино Россини, "Ромео и Джульетта" Шарля Гуно, "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта, "Русалка" Александра Даргомыжского, "Отелло" Джузеппе Верди, "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Тангейзер" Рихарда Вагнера, "Фауст" Шарля Гуно, "Князь Игорь" Александра Бородина, "Кармен" Жоржа Бизе и др. Кроме этого выступал аккомпаниатором на сольных концертах. Прервал карьеру пианиста по причине болезни - из-за переигрывания рук (на репетициях "Князя Игоря" Бородина) у него стали затекать пальцы. В 1932 и 1936 в Таллинне прошли его юбилейные концерты, где он сам дирижировал отрывки из классических русских опер. В 1932 дирижировал на своем юбилейном спектакле в театре "Эстония" – "Князь Игорь" Александра Бородина (партию Владимира в этом спектакле исполнил [[Смирнов Дмитрий Алексеевич|Дмитрий Смирнов]]). С 1924 вел также класс оперного ансамбля в Таллиннской консерватории; принимал активное участие в деятельности нескольких частных студий, в том числе вокальной студии [[Малама Варвара Александровна|Варвары Малама]], где работал концертмейстером. У него была и своя частная студия. Его ученицами были в числе прочих Милица Корьюс и Мета Коданипорк, позже известная солистка театра "Эстония". По его инициативе в 1935 в Таллинне было создано [[Русское театрально-музыкальное общество]], председателем которого он стал. Руководитель хора [[Таллиннское русское мужское певческое общество|Таллиннского русского мужского певческого общества]]. Являясь большим специалистом оперной классики, в особенности в вопросах исполнения русских опер, он сыграл важную роль в оформлении музыкальной стороны и общей направленности оперных постановок. Одной из самых значительных работ этого периода стала опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в 1927, далеко не последнюю роль в успехе постановки которой сыграла деятельность Сергея Мамонтова. Умер от рака желудка. В последний путь его провожали от концертного зала и похоронили на Александро-Невском кладбище. В первую годовщину смерти Мамонтова [[Русское театрально-музыкальное общество]] организовало в Таллинне концерт памяти, где в числе эстонских солистов выступили также [[Смирнов Дмитрий Алексеевич|Дмитрий Смирнов]] и хор [[Русское театрально-музыкальное общество|Русского театрально-музыкального общества]]. Программа была подобрана из произведений русских композиторов. Памятник Мамонтову был открыт на его могиле 1.10.1939. |
− | + | Семья: в 1902 - 1905 женат на Наталье Сергеевне Шереметьевской (1880 - 26.01.1952, Париж), впоследствии морганатической супруге Великого Князя Михаила Александровича; дочь Мамонтова и Шереметьевской Наталья Мамонтова (1903 - 1969) замужем за британским продюсером Вэлом Гилгудом, а затем за шотландским композитором Сесилом Греем; вторая жена Паула Герберсон. | |
== Источники == | == Источники == | ||
+ | *Nekroloog. Rahvaleht, 2.01.1939 | ||
+ | *In memoriam. Päevaleht, 3.01.1939 | ||
+ | *TMM T 268 (фонд Сергея Мамонтова) | ||
*Исаков С. Русские общественные и культурные деятели в Эстонии. Материалы к биографическому словарю, Т.I (до 1940 г.), Таллинн, 1996 | *Исаков С. Русские общественные и культурные деятели в Эстонии. Материалы к биографическому словарю, Т.I (до 1940 г.), Таллинн, 1996 | ||
− | + | == Галерея == | |
− | + | ||
− | + | ||
+ | <gallery> | ||
+ | File:Мамонтов Сергей Иванович.jpg|Мамонтов Сергей Иванович | ||
+ | File:Правление Таллиннского русского мужского певческого общества.jpg|Правление [[Таллиннское русское мужское певческое общество|Таллиннского русского мужского певческого общества]]. С.И. Мамонтов сидит первый справа | ||
+ | File:Могила С.И. Мамонтова.jpg|Могила С.И. Мамонтова | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 10:34, 5 января 2019
Сергей Иванович Мамонтов, Segei Mamontov (19.09/1.10.1877, Москва - 30.12.1938)
Сын промышленника и мецената Ивана Николаевича Мамонтова, владельца усадьбы в Пекуново, и его жены Екатерины Александровны, урожденной Робер. Двоюродный племянник Саввы Ивановича Мамонтова. Учился в Московской консерватории в классе Пауля Пабста игре на фортепиано и теории композиции у Сергея Танеева. В 1901 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у Анны Есиповой. С 1903 по 1906 преподавал игру на фортепиано в музыкальной школе Московской филармонии и с 1906 служил пианистом в оркестре Большого театра (куда его порекомендовал Сергей Рахманинов), с 1911 по 1920 занимал должность концертмейстера оперной труппы, также служил дирижером. Дирижер-репетитор в Частной русской опере Мамонтова, затем в Большом театре.
В 1920 эмигрировал в Эстонию. В Эстонии работал пианистом в таллиннском ресторане "Биржа", затем, с 1923 по 1932, в театре "Эстония" пианистом-репетитором. В 1923 году приглашен Дмитрием Смирновым аккомпанировать ему на гастролях в Таллинне. После спектакля "Травиата", куда он был приглашен исполнять роль Альфредо, Смирнов представил Мамонтова в театре "Эстония". По рекомендации руководителя оперы Альфреда Сяллика и примадонны Хельми Ейнер, Мамонтова пригласили на работу в "Эстонию". Согласно договору, в его рабочие обязанности входило обучать солистов их партиям, репетировать 24 часа в неделю, выполнять обязанности оркестра на репетициях опер, аккомпанировать на фортепиано в операх, опереттах, балетах и драматических спектаклях. В театре "Эстония" участвовал в подготовке 34 опер и около дюжины оперетт, в том числе таких известных как "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" Петра Чайковского, "Севильский цирюльник" Джоакино Россини, "Ромео и Джульетта" Шарля Гуно, "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта, "Русалка" Александра Даргомыжского, "Отелло" Джузеппе Верди, "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Тангейзер" Рихарда Вагнера, "Фауст" Шарля Гуно, "Князь Игорь" Александра Бородина, "Кармен" Жоржа Бизе и др. Кроме этого выступал аккомпаниатором на сольных концертах. Прервал карьеру пианиста по причине болезни - из-за переигрывания рук (на репетициях "Князя Игоря" Бородина) у него стали затекать пальцы. В 1932 и 1936 в Таллинне прошли его юбилейные концерты, где он сам дирижировал отрывки из классических русских опер. В 1932 дирижировал на своем юбилейном спектакле в театре "Эстония" – "Князь Игорь" Александра Бородина (партию Владимира в этом спектакле исполнил Дмитрий Смирнов). С 1924 вел также класс оперного ансамбля в Таллиннской консерватории; принимал активное участие в деятельности нескольких частных студий, в том числе вокальной студии Варвары Малама, где работал концертмейстером. У него была и своя частная студия. Его ученицами были в числе прочих Милица Корьюс и Мета Коданипорк, позже известная солистка театра "Эстония". По его инициативе в 1935 в Таллинне было создано Русское театрально-музыкальное общество, председателем которого он стал. Руководитель хора Таллиннского русского мужского певческого общества. Являясь большим специалистом оперной классики, в особенности в вопросах исполнения русских опер, он сыграл важную роль в оформлении музыкальной стороны и общей направленности оперных постановок. Одной из самых значительных работ этого периода стала опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в 1927, далеко не последнюю роль в успехе постановки которой сыграла деятельность Сергея Мамонтова. Умер от рака желудка. В последний путь его провожали от концертного зала и похоронили на Александро-Невском кладбище. В первую годовщину смерти Мамонтова Русское театрально-музыкальное общество организовало в Таллинне концерт памяти, где в числе эстонских солистов выступили также Дмитрий Смирнов и хор Русского театрально-музыкального общества. Программа была подобрана из произведений русских композиторов. Памятник Мамонтову был открыт на его могиле 1.10.1939.
Семья: в 1902 - 1905 женат на Наталье Сергеевне Шереметьевской (1880 - 26.01.1952, Париж), впоследствии морганатической супруге Великого Князя Михаила Александровича; дочь Мамонтова и Шереметьевской Наталья Мамонтова (1903 - 1969) замужем за британским продюсером Вэлом Гилгудом, а затем за шотландским композитором Сесилом Греем; вторая жена Паула Герберсон.
Источники
- Nekroloog. Rahvaleht, 2.01.1939
- In memoriam. Päevaleht, 3.01.1939
- TMM T 268 (фонд Сергея Мамонтова)
- Исаков С. Русские общественные и культурные деятели в Эстонии. Материалы к биографическому словарю, Т.I (до 1940 г.), Таллинн, 1996
Галерея
Правление Таллиннского русского мужского певческого общества. С.И. Мамонтов сидит первый справа