Круг Георгий Иванович — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 22 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | [[File:В ванвском приходе накануне отъезда в советскую Россию архимандрита Стефана (Светозарова). Ванв близ Парижа, сентябрь 1947.jpg|thumb|400px|В ванвском приходе накануне отъезда в советскую Россию архимандрита Стефана (Светозарова). Ванв близ Парижа, сентябрь 1947. Георгий Круг стоит первый справа]] | ||
+ | [[File:Георгий Круг с матерью и сестрой Ольгой Круг.jpg|thumb|400px|Георгий Круг с матерью и сестрой [[Круг Ольга Ивановна|Ольгой Круг]]]] | ||
+ | [[File:Иллюстрация художника Г. Круга к повести Н.В. Гоголя "Нос".jpg|thumb|400px|Иллюстрация художника Г. Круга к повести Н.В. Гоголя "Нос"]] | ||
+ | [[File:Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос". Художник Георгий Круг.jpg|thumb|400px|Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос". Художник Георгий Круг]] | ||
+ | [[File:Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос". Художник Г. Круг.jpg|thumb|400px|Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос". Художник Г. Круг]] | ||
+ | |||
'''Георгий Иванович Круг''', отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция) | '''Георгий Иванович Круг''', отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция) | ||
Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца. | Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца. | ||
− | В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию | + | В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил [[Нарвская городская русская гимназия|Нарвскую городскую русскую гимназию]] (1926), брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к [[Русское студенческое христианское движение в Эстонии|РСХД]] в Эстонии и через два года принял православие. В 1926 поступил в Правительственную промышленно-художественную школу в Таллинне, изучал графику в классе Г. Рейндорфа. В 1928 - 1930 занимался живописью в художественном училище "Паллас" в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества "Паллас" (1930). В 1931 работы демонстрировались на [[1-я Русская выставка|1-й Русской выставке в Таллинне]]. Одна из его картин приобретена комитетом Культурного капитала для Народного музея в Тарту. |
− | В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести | + | В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести "Нос" Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе "Икона" П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество "Икона", объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. |
− | В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). | + | В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). В 1935 на осенней выставке Культурного капитала в Таллинне были выставлены его иллюстрации к повести Н.В. Гоголя "Нос" (опубликованы в № 8 альманаха "[[Новь]]"). |
Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935). По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма. | Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935). По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма. | ||
− | Известно более 450 его произведений – икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий. Среди наиболее крупных работ иконостасы церкви Св. Троицы в Ванве (1950-е), церкви Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1950-е); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959 - 1961; совм. с Успенским); иконостасы церкви прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и церкви в честь иконы Божией Матери | + | Известно более 450 его произведений – икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий. Среди наиболее крупных работ иконостасы церкви Св. Троицы в Ванве (1950-е), церкви Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1950-е); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959 - 1961; совм. с Успенским); иконостасы церкви прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и церкви в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Нуази-ле-Гран в Русском старческом доме (1960-е; в наст. время перенесен в собор Знаменского монастыря, Марсена); иконостас и росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в женском монастыре в Муазне (Moisenay, 1964 – 1966). |
Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках. | Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках. | ||
+ | |||
+ | Семья: сестра [[Круг Ольга Ивановна|Ольга Круг]]. | ||
== Источники == | == Источники == | ||
+ | *Художники в "[[Новь|Нови]]" // "[[Новь]]" № 8, 1935. С. 156 | ||
*Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216 | *Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216 | ||
*Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002) | *Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002) | ||
Строка 30: | Строка 39: | ||
*Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43 | *Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43 | ||
*Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115. | *Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115. | ||
+ | |||
+ | == Галерея == | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | File:Иллюстрация к повести Гоголя "Нос". Художник Г. Круг.jpg|Иллюстрация к повести Гоголя "Нос". Художник Г. Круг | ||
+ | File:Иллюстрация Г. Круга к повести Н.В. Гоголя "Нос".jpg|Иллюстрация Г. Круга к повести Н.В. Гоголя "Нос" | ||
+ | File:Иллюстрация Г. Круга к повести Н. Гоголя "Нос".jpg|Иллюстрация Г. Круга к повести Н. Гоголя "Нос" | ||
+ | </gallery> | ||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 13:33, 27 марта 2017
Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция)
Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца.
В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил Нарвскую городскую русскую гимназию (1926), брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к РСХД в Эстонии и через два года принял православие. В 1926 поступил в Правительственную промышленно-художественную школу в Таллинне, изучал графику в классе Г. Рейндорфа. В 1928 - 1930 занимался живописью в художественном училище "Паллас" в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества "Паллас" (1930). В 1931 работы демонстрировались на 1-й Русской выставке в Таллинне. Одна из его картин приобретена комитетом Культурного капитала для Народного музея в Тарту.
В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести "Нос" Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе "Икона" П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество "Икона", объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже.
В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). В 1935 на осенней выставке Культурного капитала в Таллинне были выставлены его иллюстрации к повести Н.В. Гоголя "Нос" (опубликованы в № 8 альманаха "Новь").
Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935). По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма.
Известно более 450 его произведений – икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий. Среди наиболее крупных работ иконостасы церкви Св. Троицы в Ванве (1950-е), церкви Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1950-е); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959 - 1961; совм. с Успенским); иконостасы церкви прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и церкви в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Нуази-ле-Гран в Русском старческом доме (1960-е; в наст. время перенесен в собор Знаменского монастыря, Марсена); иконостас и росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в женском монастыре в Муазне (Moisenay, 1964 – 1966).
Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках.
Семья: сестра Ольга Круг.
Источники
- Художники в "Нови" // "Новь" № 8, 1935. С. 156
- Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216
- Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002)
- Николаев В. Инок-иконописец о. Григорий Круг // Русская мысль. 1979. 26 апр. (№ 3253). С. 7
- Русская мысль. 1969. 10 июля (№ 2746); 1981. 19 марта (№ 3352). С. 13
- Moine Grégoire [G. I. Krug]. Carnets d’un peintre d’icônes. Lausanne: L’Age d’Homme, 1983
- Васютинская-Маркадэ В. Записки монаха-иконописца Григория Круга // Русская мысль. 1984. 5 янв. (№ 3498). С. 9 (с портр.)
- Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990
- Сергеенко А. Его называли вторым Рублевым: Об иноке Григории (Круге) // Наука и религия. 1995. № 6. С. 42 – 43
- Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; библиогр.]
- Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.)
- Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232 - 250, 251
- Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43
- Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115.