Круг Георгий Иванович — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Верс…») |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция) | + | '''Георгий Иванович Круг''', отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция) |
− | В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию в Нарве, брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) в Эстонии и через два принял православие. В 1926 поступил в Художественно-промышленную школу в Таллине; учился у Г. Рейндорфа. В 1928-1930 занимался живописью в художественном училище «Паллас» в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества «Паллас» (1930). В 1931 работы демонстрировались на [[1-я Русская выставка|Русской выставке в Таллине]]. | + | Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца. |
+ | |||
+ | В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию в Нарве, брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) в Эстонии и через два принял православие. В 1926 поступил в Художественно-промышленную школу в Таллине; учился у Г. Рейндорфа. В 1928 - 1930 занимался живописью в художественном училище «Паллас» в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества «Паллас» (1930). В 1931 работы демонстрировались на [[1-я Русская выставка|Русской выставке в Таллине]]. | ||
В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести «Нос» Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе «Икона» П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. | В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести «Нос» Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе «Икона» П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. | ||
− | В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, | + | В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935). |
По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма. | По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма. | ||
Строка 13: | Строка 15: | ||
Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках. | Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках. | ||
− | + | == Источники == | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.) | + | *Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216 |
+ | *Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002) | ||
+ | *Николаев В. Инок-иконописец о. Григорий Круг // Русская мысль. 1979. 26 апр. (№ 3253). С. 7 | ||
+ | *Русская мысль. 1969. 10 июля (№ 2746); 1981. 19 марта (№ 3352). С. 13 | ||
+ | *Moine Grégoire [G. I. Krug]. Carnets d’un peintre d’icônes. Lausanne: L’Age d’Homme, 1983 | ||
+ | *Васютинская-Маркадэ В. Записки монаха-иконописца Григория Круга // Русская мысль. 1984. 5 янв. (№ 3498). С. 9 (с портр.) | ||
+ | *Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990 | ||
+ | *Сергеенко А. Его называли вторым Рублевым: Об иноке Григории (Круге) // Наука и религия. 1995. № 6. С. 42 – 43 | ||
+ | *Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; библиогр.] | ||
+ | *Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.) | ||
+ | *Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232 - 250, 251 | ||
+ | *Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43 | ||
+ | *Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115. | ||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] |
Версия 20:12, 27 августа 2015
Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция)
Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца.
В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию в Нарве, брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) в Эстонии и через два принял православие. В 1926 поступил в Художественно-промышленную школу в Таллине; учился у Г. Рейндорфа. В 1928 - 1930 занимался живописью в художественном училище «Паллас» в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества «Паллас» (1930). В 1931 работы демонстрировались на Русской выставке в Таллине.
В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести «Нос» Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе «Икона» П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже.
В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).
По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма.
Известно более 450 его произведений – икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий. Среди наиболее крупных работ иконостасы церкви Св. Троицы в Ванве (1950-е), церкви Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1950-е); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959 - 1961; совм. с Успенским); иконостасы церкви прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран в Русском старческом доме (1960-е; в наст. время перенесен в собор Знаменского монастыря, Марсена); иконостас и росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в женском монастыре в Муазне (Moisenay, 1964 – 1966).
Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках.
Источники
- Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216
- Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002)
- Николаев В. Инок-иконописец о. Григорий Круг // Русская мысль. 1979. 26 апр. (№ 3253). С. 7
- Русская мысль. 1969. 10 июля (№ 2746); 1981. 19 марта (№ 3352). С. 13
- Moine Grégoire [G. I. Krug]. Carnets d’un peintre d’icônes. Lausanne: L’Age d’Homme, 1983
- Васютинская-Маркадэ В. Записки монаха-иконописца Григория Круга // Русская мысль. 1984. 5 янв. (№ 3498). С. 9 (с портр.)
- Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990
- Сергеенко А. Его называли вторым Рублевым: Об иноке Григории (Круге) // Наука и религия. 1995. № 6. С. 42 – 43
- Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; библиогр.]
- Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.)
- Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232 - 250, 251
- Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43
- Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115.