Цейдлер Клара Федоровна — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
[[File:Цейдлер_Клара_Федоровна.jpeg|thumb|Цейдлер Клара Федоровна]]
+
[[File:Цейдлер_Клара_Федоровна.jpeg|thumb|400px|Цейдлер Клара Федоровна]]
  
Клара Федоровна Цейдлер, Антония Агнес Клара Цейдлер, Zeidler (25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция). Художник прикладного искусства, акварелист. Из немецкой семьи. Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бёма в Выборге (1822–1886). Мать, Берта Цейдлер (урожд. Кемпе) – уроженка Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в г. Валке Лифляндской губ. (ныне Валга, Эстония), где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в ЦУТР, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в г. Пфёрцхейм в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в ЦУТР, одновременно работала учителем рисования в Смольном институте (в 1912 была награждена Мариинским знаком отличия за беспорочную службу второй степени), а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в ЦУТР.
+
'''Клара Федоровна Цейдлер''', Антония Агнес Клара Цейдлер, Zeidler (25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция)
 +
 
 +
Из немецкой семьи. Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бёма в Выборге (1822–1886). Мать, Берта Цейдлер (урожд. Кемпе) – уроженка Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в г. Валке Лифляндской губ. (ныне Валга, Эстония), где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в ЦУТР, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в г. Пфёрцхейм в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в ЦУТР, одновременно работала учителем рисования в Смольном институте (в 1912 была награждена Мариинским знаком отличия за беспорочную службу второй степени), а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в ЦУТР.
  
 
В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919–1940 работала в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество [[Ars|«Арс»]]. Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства «RaKÜ». Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.
 
В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919–1940 работала в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество [[Ars|«Арс»]]. Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства «RaKÜ». Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.
Строка 9: Строка 11:
 
Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.
 
Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.
  
*Источники:
+
== Источники ==
 
+
Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 115.
+
 
+
Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
+
 
+
Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997.
+
  
Валиев М. Т., Клебанов А. Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53-58; № 4. С. 42-47
+
*Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 115.
 +
*Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
 +
*Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997.
 +
*Валиев М. Т., Клебанов А. Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53-58; № 4. С. 42-47
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]

Версия 23:35, 23 апреля 2015

Цейдлер Клара Федоровна

Клара Федоровна Цейдлер, Антония Агнес Клара Цейдлер, Zeidler (25.04.1870, Выборг – 9.07.1951, Эскилстун, Швеция)

Из немецкой семьи. Дочь доктора философии Фридриха (Федора) Цейдлера, директора гимназии Карла Бёма в Выборге (1822–1886). Мать, Берта Цейдлер (урожд. Кемпе) – уроженка Крыма. Начальное образование получила в частном учебном заведении фон Клейн в г. Валке Лифляндской губ. (ныне Валга, Эстония), где ее отец стоял во главе частной школы. С 1889 жила в Петербурге. В 1889 – 1894 училась в ЦУТР, после чего совершенствовалась в Париже – изучала технику росписи по фарфору на Севрской мануфактуре и рисование в Академии Ф. Коларосси. Посетила Италию, Швейцарию, Германию и Англию. В 1908 – 1910 во время повторной поездки в Лондон, работала у известного эмальера Александра Фишера. Позднее в течение двух лет продолжала обучение в г. Пфёрцхейм в Германии и изучала обработку металла и филигрань в Художественно-промышленной школе в Вене. С 1896 преподавала роспись по фарфору в ЦУТР, одновременно работала учителем рисования в Смольном институте (в 1912 была награждена Мариинским знаком отличия за беспорочную службу второй степени), а также в гимназии княгини Оболенской и Таганской гимназии. С 1912 по приглашению Н.К. Рериха вела класс акварели в Рисовальной школе ОПХ. Работала для фирмы Фаберже, специализировалась на акварельной миниатюре и цветах. Состояла действительным членом Русского художественно-промышленного общества (с 1904). Участвовала станковыми акварелями в выставках Товарищества независимых. В 1917 – 1918 состояла профессором в ЦУТР.

В январе 1918, как уроженка Эстонии, выехала за границу и поселилась в Ревеле. В 1919–1940 работала в Государственном художественно-промышленном училище преподавателем художественной обработки металла, росписи фарфора, рисунка и акварели. Преподавала в гимназиях и содержала частную студию. В 1920 – 1924 входила в таллиннское художественное общество «Арс». Участвовала в местных выставках, в выставках эстонского искусства за рубежом (в 1929 – в Хельсинки и городах Германии, в 1939 – в Риме и Будапеште), была одним из основателей объединения художников декоративно-прикладного искусства «RaKÜ». Особенно велики ее заслуги в развитии эстонского искусства художественной эмали, росписи по фарфору и филиграни. В 1930-е получала заказы из Швеции, несколько работ приобрел король Густав V.

В 1941 как немка выехала из Эстонии в Германию, в Мекленбург. С 1948 жила Швеции. Похоронена в г. Эскилстун (коммуна Eskilstun).

Произведения имеются в Художественном музее Эстонии.

Источники

  • Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 115.
  • Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 101, 511.
  • Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997.
  • Валиев М. Т., Клебанов А. Ф. Прусские-русские Цейдлеры // История Петербурга (С.-Петербург). 2011. № 3. С. 53-58; № 4. С. 42-47