Маслова Наталья Васильевна — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Строка 115: Строка 115:
  
 
В середине войны я узнал – умерла Тата. Все-таки туберкулез не дает пощады."
 
В середине войны я узнал – умерла Тата. Все-таки туберкулез не дает пощады."
 +
 +
== Примечания ==
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]

Версия 20:11, 25 сентября 2016

Маслова Наталья Васильевна
Свадьба Ивана Гримма и Натальи Масловой
Семья Гриммов и Масловых. Эльва, Эстония. Наталья - вторая слева

Наталья Васильевна Маслова, в замужестве (1931) Гримм (29.08.1898, Юрьев – 1943, Рига)

Из семьи рижского купца 1-й гильдии и домовладельца Василия Романовича Маслова. В детстве и юности жила в Юрьеве Лифляндской губернии (ныне Тарту). "Ольга Константиновна - мать Мити и Наты - разошлась со своим мужем - купцом Василием Романовичем Масловым и вышла замуж за другого. Но что-то не сладилось в этом браке, она вторично разошлась и поступила гувернанткой к своим собственным детям! Василий Романович переселился в очень неуютную квартиру над своей лавкой, предоставив свой дом с садом в полное владение Ольги Константиновны и детей. По воскресеньям братья Масловы — Василий и Изот Романовичи — имели право прийти и попить чаю с пирогами, послушать и посмотреть на Ольгу Константиновну, которую очень чтили"[1]. В 1916 окончила Юрьевскую женскую гимназию им. А.С. Пушкина.

С 1918 по 1925 училась на химическом факультете Тартуского университета (матр. № 921). В 1920-х участвовала в кружке РСХД в Тарту, который организовал ее брат Дмитрий Маслов. "В Тарту кружок возник совершенно самостоятельно по инициативе и вдохновению Дмитрия Маслова - поэта и вечного студента. Кружок был чрезвычайно своеобразный и очень интересный и по темам, и по составу участников. Великие спорщики, еженедельно собиравшиеся под гостеприимным кровом масловского дома, были, по-моему, самыми интересными русскими людьми в Тарту. Юрист, приват-доцент Иван Давыдович Гримм ..., Василий Александрович Карамзин - "конный апостол", как его называли за его военную выправку и религиозность ..., Владимир Николаевич Пашков - замечательный тартуский врач и общественный деятель, две студентки, кончающие химический факультет, - сестра Мити Маслова Наталья Васильевна... и ее подруга Татьяна Михайловна Фомина (в замужестве Осипова) - впоследствии химик Нарвской мануфактуры и организатор и руководитель Движения в Нарве"[2]. В декабре 1931 Н. Маслова вышла замуж за Ивана Гримма, доцента Тартуского университета, который незадолго до этого разошелся с первой женой, во втором браке Карамзиной.

В конце 1930-х Наталья переехала с мужем в Ригу. Еще в конце 1920-х у Н. Масловой диагностировали туберкулез. Она скончалась в Риге от туберкулеза в разгар войны.

Семья: брат Дмитрий Маслов; муж Иван Гримм, дети: Алексей (1933, Тарту), Ольга (1936, Тарту, в замужестве Бенцлер). В семье рос также сын Ивана Гримма от первого брака Константин Гримм.

Интересные факты

Наталья Маслова была своеобразной музой Б. Нарциссова. В конце 1920-х Наталья Маслова была предметом увлечения Бориса Нарциссова. "Она была на том же факультете, куда и я хотел потом поступить, следовательно – авторитет. Ум у нее был быстрый и насмешливый, а язык острый... Она умела находить очень веские возражения и спорила так, что и опытному спорщику трудно было с ней справиться... Мы легко читали мысли друг друга. Не надо было много спрашивать: это была любовь. Мы решили, что мы – жених и невеста"[3]. В дальнейшем произошло охлаждение их отношений и разрыв, который стал катализатором своеобразного творческого стиля Б. Нарциссова и послужил непосредственной причиной написания первого опубликованного и самого известного его стихотворения "Орхидеи" ("В сырых лесах Мадагаскара..."). Первое авторское чтение стихотворения состоялось на вечере в доме Ивана и Марии Гримм (впоследствии Карамзиной) в присутствии Натальи Масловой и вызвало скандал. "У Гриммов собирались, чтобы слушать стихи Марии Владимировны Гримм. Были приглашены Масловы, маму просили привести Бориса Нарциссова. В гостиной все сидели на поставленных в круг старинных стульях, с высокими резными спинками. Мама и я сидели напротив Мити и Наты Масловых. Я напряженно смотрела на Нату — очередь читать стихи дошла до Бориса. Он встал, зашел за мой стул и взялся руками за его спинку. Я представила себе его синие глаза, впившиеся в лицо Натальи Васильевны так же, как его руки впились в мой несчастный стул. Он знал свои стихи наизусть — это были его "Орхидеи": В сырых лесах Мадагаскара, Средь лихорадочных болот, Струя таинственные чары, Цветок неведомый растет...

Стихотворение произвело ошеломляющее впечатление. Все видели, к кому оно обращено. Ничего общего не было у прекрасной, строгой и совершенно чистой Наталии Васильевны с этим колдовским, очень гумилевским стихотворением. Самолюбивому Борису хотелось отомстить. Окончив, он просил прощения у хозяев, что должен уйти. Несколько дней не приходил к нам"[4]. В конце жизни Б. Нарциссов переосмыслил историю их взаимоотношений, разрыва и смерти своей возлюбленной. Н. Маслова выведена в образе Таты (двойник – сирийская царевна Налаат) в его последнем, итоговом и одновременно программном рассказе "Письмо самому себе", где Нарциссов концентрированно отдал дань эстетике двойственности мира, проявляющейся в существовании двойников, т.н. "доппельтгангеров". По воспоминаниям Б. Нарциссова, составляющим первый, реалистичный план рассказа, Тата (Наталья Маслова) освободила его от влияния Учителя (прототип – учитель английского языка Александр Чертков), у которого он брал уроки эзотерики. "Вот люди ходят по улице, приходят в дома, здороваются, пьют чай, все сидят чинно на стульях. А в воздухе сверкают и скрещиваются невидимые клинки… Клинки были в руках Таты и учителя. Нападала Тата и отбивала – меня... Я стал избегать его. И раз он попробовал взять меня под гипноз – под предлогом интересного опыта. Я понял его намерение, но не мог отказаться – я все-таки не хотел открытого разрыва. Но в ушах у меня еще звучало Татино: "Не смей поддаваться!" Женщина отбила последний выпад клинка и победила. Я ушел от него и не приходил больше". Как следует из логики произведения, последующая болезнь и смерть Таты были местью Учителя. Об этом иносказательно говорит встроенная новелла о гибели Налаат.

Н. Маслова в творчестве Б. Нарциссова

Орхидеи, 1928

В сырых лесах Мадагаскара,
Средь лихорадочных болот,
Струя таинственные чары,
Цветок неведомый растет.
Как крылья бабочек пестрея,
С земли взбираясь на кусты,
Пятнисто-белой орхидеи
Цветут жемчужные цветы.
Болото влажно пахнет тиной...
Но, заглушая терпкий яд,
Переплетаясь с ним невинно,
Струится тонкий аромат.
А из-под листьев орхидеи,
Свисая с веток и суков,
Выходят матовые змеи
Бессильно нежных черенков,
И кто в кустарник заплетенный
Цветами странными войдет —
Тот забывает, опьяненный,
Весь мир и запах нежный пьет.
Он видит дивные виденья,
Неповторимо сладкий сон.
И в неизбывном наслажденьи
Безвольно долу никнет он.
Над ним качает орхидея
Гирлянды бабочек-цветов.
К нему ползут бесшумно змеи
Бессильно-нежных черенков.
И в тело медленно впиваясь,
И кровь и соки жадно пьют
И к обреченному спускаясь,
Цветы острее запах льют.


Письмо самому себе (1983, посмертно)

"... "В вашем доме я узнал впервые"… Там и рояль был, и библиотека, и рассказы о встречах в Петербурге... Татьяна была старше Витьки, а и он был старше меня на год-два... Она была на том же факультете, куда и я хотел потом поступить, следовательно – авторитет. Ум у нее был быстрый и насмешливый, а язык острый. Не я один ее боялся. Она была очень наблюдательной и сразу ловила слабые и смешные стороны окружающих. А я очень хорошо знал, что несмотря на свою исключительность (поправка: для самого себя), я был по-деревенски наивен и неловок.

На фотографии я вижу девушку-шатенку, не то что худощавую, а с тонкой костью; у нее узкое лицо, скула обтягивается, нос прямой, северный, глаза внимательно устремлены в книгу. (А глаза были небольшие, быстрые, светло-карие, с искорками.) Самое примечательное в лице – это рот. Лицо мелкое, строгое, – и большой, темно-красный (никаких карандашей), чувственный рот. Она полулежит на диване и читает. На фотографии виден в книге разрез египетской пирамиды...

Все было хорошо, и даже Таты я перестал дичиться. Теперь мы были уже "коллеги". Но Витька занимался со мною не всегда. То у него была невралгия, то просто ему было лень, или же ему было надо бежать к очередному увлечению – успехом он пользовался у прекрасного пола очень для меня завидным. И тогда я оставался беседовать с Татой: зимой на том самом диване, что виден на фотографии, а весной на садовом диванчике. За два года я и подрос, и подучился, и посмелел. И, как всякий неофит, я хотел поделиться своей новой находкой – тайной наукой, и слушала меня – Тата. Она умела находить очень веские возражения и спорила так, что и опытному спорщику трудно было с ней справиться. Но как будто мои доводы убеждали ее. И с удивлением и ужасом я замечал, что бледнеет и проходит жгучая боль, причиненная предметом моей любви, и заменяется дерзостным восторгом перед Татой. Должен сказать, что и учитель мой, науке которого я сделал великую рекламу в том доме, был приглашен туда, стал бывать, и был он о Тате самого высокого мнения. Все было хорошо, пока однажды не пришел врач, не выслушал Тату и не произнес приговора: туберкулез. И новая боль вспыхнула во мне: уже не о себе самом, а о Тате. Туберкулез – бич Балтики. Конец приходит скоро. Новыми бессонными ночами я придумал средство: буду передавать свою силу жизни Тате. Повторю опять – живучесть у меня кошачья и кое-чему я научился. Учитель согласился на это. Так началась еще одна весна. Я замечал, как вздрагивала Тата, когда ее настигала волна, посылаемая мною. Ей стало лучше. Может быть, от всего того ухода и внимания, которым мы все ее окружали. Тата заметила мой эксперимент и запретила мне его продолжать. Но раз установившийся контакт продолжался самотеком. Мы легко читали мысли друг друга. Не надо было много спрашивать: это было любовь. Мы решили, что мы – жених и невеста, но не объявили широко о нашем решении, – только две семьи должны были пока знать об этом. У Таты были свои дома, я должен был помочь ей в управлении имуществом, привести всё в порядок, а затем, кончив университет, начать свое дело. В девятнадцать лет всё это казалось мне вполне осуществимым.

Туберкулез – болезнь предательская. Она обманывает больного, то улучшением, то ухудшением. В тот день Тате было хуже: ее как-то лихорадило. "Посиди около меня, держи меня за руку, положи другую на лоб, я засну…" И вот тогда и произошло то, что незримой цепью сковало нас и для меня сделало невозможным то, о чем умоляли меня мои родители: оставить Тату и не связывать своей молодой жизни с ее, угасавшей. Я уже говорил, что мы часто читали мысли друг друга. Но на этот раз это было не чтение – это было видение. На короткое время мы были единой душой и единым мозгом, и видели и чувствовали одно и то же. Теперь, в настоящем будущем, мы бы сравнили это с двумя ТВ, подключенными на одну волну, на одну антенну...

...Я сказал уже, что виденное было несомненной реальностью для нас троих. Двое были мы – я и Тата. А третий…

В Петербурге он делал опыты с глубоким гипнозом. Одна из его спящих подопытных неожиданно назвала его – он не говорил, каким именем. Вопросами он установил место: Египет, и время – по-видимому, начало 18-й династии, при первых Аменохотепах. Кем он был – он так и не сказал нам.

Но теперь отношение мое к нему было двойственным: ведь он был ее убийцей. Пусть тогда, в прошлом, но все-таки…

Обращали ли вы внимание, что мир все-таки двойной? Вот люди ходят по улице, приходят в дома, здороваются, пьют чай, все сидят чинно на стульях. А в воздухе сверкают и скрещиваются невидимые клинки… Клинки были в руках Таты и учителя. Нападала Тата и отбивала – меня. Она заметила быстро то, что я, по молодости лет, и не подозревал: учитель вдруг как-то уставал, отлучался куда-то на минуту и возвращался с блестящими глазами, оживленный и полный интереса ко всему.

– Скажи, он дает тебе принимать что-нибудь? – спрашивала не раз Тата.

– Ну, раз перед моим докладом намешал какие-то капли и порошок – чтобы я не робел перед публикой…

– Не смей больше никогда у него ничего принимать…

С учителем дело становилось все хуже и хуже. Он стал явно опускаться. При полной загруженности уроками – сидел без денег: не было дров. Топил свою дворницкую керосиновой лампой. Бывало, заснет, а лампа закоптит. Проснется, а на нем самом и на всем кругом на палец толщины жирной копоти. И книги на полках стали черноватые и пахли керосином. Я стал избегать его. И раз он попробовал взять меня под гипноз – под предлогом интересного опыта. Я понял его намерение, но не мог отказаться – я все-таки не хотел открытого разрыва. Но в ушах у меня еще звучало Татино: "Не смей поддаваться!" Женщина отбила последний выпад клинка и победила. Я ушел от него и не приходил больше. Так я и сошел с Пути. Сначала ничего не произошло. Вообще все шло, как будто, по-прежнему, и не по-прежнему… Я проводил свое свободное время с Татой. Это был теперь третий год нашего знакомства. Но как изменилось то, что я чувствовал по отношению к ней! Я не дичился, не обожал безмолвно издали, а требовал теперь ее исключительного внимания к себе – потому что все мое внимание было теперь сосредоточено и собрано на ней. Котла приходили Татины подруги – я дулся и сидел молча в углу, считая минуты, когда уйдут.

... За это время мы совсем разошлись с Витькой. Может быть, он ревновал к сестре. Эта семья была на редкость спаянной. Может быть, он хотел дать мне почувствовать мое настоящее место в чужой семье. Тата не могла не заметить этого. Может быть, это было первой трещиной. Второй – моя ревность: я ревновал Тату ко всем и ко всему. Зима в тот год была жестокая. Как-то, возвращаясь домой с разгоряченным горлом, я застудил его. Сначала было больно глотать, потом заболела голова, потом я метался в жару на постели своей студенческой комнатушки с дикими болями в легких. Голос у меня пропал, а моя квартирная хозяйка, рыжая и очень глупая молодуха, была вдобавок глуха. Так прошло несколько дней. Тата почему-то не заинтересовалась, куда я пропал. Наконец, собравшись с силами, я написал записку и кое-как растолковал хозяйке, куда ее доставить. Пришла мать Таты. Она несколько дней провела у моей постели и выходила меня, пока мне не стало лучше. Тата посылала приветы. И долгие недели я просидел один, сиплый, подавленный потерей семестра, небритый и злой. Татина мать присылала мне обед – то с сиделкой (в доме был разбитый параличом дядя), то с Витькой, который сразу же уходил. Раза два была Тата. Она явно торопилась уйти. Из ее слов – коротких и как бы нехотя – я узнал, что в городе появились новые люди, которые теперь бывают у них, среди них один доцент университета. Но ей некогда, надо идти, а то что же люди подумают?

... Когда, наконец, солнечным и радостным маем я пошел на свое место в лаборатории, я с ужасом увидел, что вся моя очень дорогостоящая стеклянная посуда была растащена дорогими коллегами. Мой семестр пропал, и мне предстояли большие платежи – за других. Совершенно подавленный, я пришел к Тате. Как раз перед моей болезнью, на Рождестве, мы решили, что нашу свадьбу надо устроить в июне. Придя, я увидел, что Тата была как-то рассеяна, точно ждала чего-то или кого-то. Несмотря на то, что наш разговор совершенно не клеился, мне нужно было упомянуть про предложенную свадьбу, так как семестр кончался и мне надо было ехать в деревню к родителям. Тата ответила как-то мимоходом: "Свадьбы не будет". На мое вполне беспомощное: "Но как же? Ведь ты сама хотела…" Тата, с облегчением, быстро: "Когда любят, то так не смотрят. Мне совсем чуждо твое отношение к людям".

Я сделал самую естественную вещь для человека в таком положении, вещь естественную, но далеко не лучшую: я начал умолять Тату переменить свое решение. Тата вытянула вперед сложенные ладонями руки и, не глядя на меня, сентенциозно сказала, уже на "вы": "Я удивляюсь, неужели профессора в университете должны вам все повторять по два раза?"

Еще несколько дней я бывал у них в доме, пытался поговорить с Татой, но не мог: все были гости, в том числе новый приезжий доцент. А потом я ушел.

... Что произошло в Тате? Послушалась голоса благоразумия? Нет, все что угодно, но не это. При всей нашей близости, Тата осталась для меня загадкой. Конечно, у Бунина есть строки:

…Для женщины прошлого нет:

Разлюбила – и стал ей чужой…

Ну, разлюбила – это понятно. И, конечно, мы оба собирались сделать глупость. Загадкой остается – как она полюбила и как она разлюбила: точно в одну минуту.

Что было дальше? Дальше были целые жизни, короткие и долгие. Тата лечилась в Швейцарии, потом вышла замуж за доцента. Домами и землей стал управлять Витька и забросил свои стихи и рояль. А и то и другое у него было с талантом.

Человек с ястребиным носом и блестящими глазами хищной птицы вскоре после нашего разрыва умер от гангрены легких: нельзя безнаказанно мешать втягивание колючего горького порошка в нос с упражнениями на Пути.

Моя жизнь, отделенная от встреч в прошлом, стала моим настоящим. Мне некогда было думать о прошлом. Дни были как будто безоблачны. Но дни были сочтены: сначала поднялись тяжелые тучи с востока и закрыли нашу страну, потом пришла гроза с запада. Это был пестрый калейдоскоп смерти, страха и голода. Еще раз вывезла кошачья живучесть.

В середине войны я узнал – умерла Тата. Все-таки туберкулез не дает пощады."

Примечания

  1. Милютина Т.П. Люди моей жизни. Тарту, 1997
  2. Милютина Т.П. Люди моей жизни. Тарту, 1997
  3. Б. Нарциссов. "Письмо самому себе"
  4. Милютина Т.П. Люди моей жизни. Тарту, 1997