Кайгородов Анатолий Дмитриевич — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Строка 2: Строка 2:
 
[[File:Картина_художника_А._Д._Кайгородова_«К_весне».JPG|thumb|Картина художника А. Д. Кайгородова «К весне»]]
 
[[File:Картина_художника_А._Д._Кайгородова_«К_весне».JPG|thumb|Картина художника А. Д. Кайгородова «К весне»]]
  
Анатолий Дмитриевич Кайгородов (2.11.1878, СПб – 18.07.1945, Мондзее, близ Зальцбурга, Австрия), живописец, член и экспонент Императорского общества русских акварелистов, Общества им. А. Куинджи, Товарищества передвижников. Сын орнитолога Дмитрия Никифоровича Кайгородова (1846–1924). В 1896–1900 учился в ЦУТР, в 1900–1902 – в ИАХ у А. И. Куинджи и В. В. Матэ, в 1902–1904 – в Мюнхене у Ш. Холлоши, в 1905 – в Париже в академиях Р. Жюльена и Ф. Коларосси. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1903). Писал пейзажи, жанровые сцены и портреты маслом, темперой и акварелью. Любил изображать морской берег с деревьями и скалами. С 1900 участвовал в Весенних выставках в залах АХ, позже – в выставках Общества русских акварелистов, Товарищества независимых, Товарищества художников, в международных выставках в Мюнхене (1904, 1906, 1913) и Берлине (1914). В 1913 получил премию графа Строганова на ежегодном конкурсе ОПХ за картину «Прибой»; неоднократно получал премии конкурса им. А.И. Куинджи на Весенних выставках в залах АХ. Работы репродуцировались в журналах «Столица и усадьба», «Нива», «Огонек». После революции участвовал в петроградских выставках Общества им. А.И. Куинджи (октябрь 1917 и 1918), ТПХВ (1917, 1918).
+
Анатолий Дмитриевич Кайгородов (2.11.1878, СПб – 18.07.1945, Мондзее, близ Зальцбурга, Австрия), живописец, член и экспонент Императорского общества русских акварелистов, Общества имени А. Куинджи, Товарищества передвижников. Из семьи профессора [https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E9%E3%EE%F0%EE%E4%EE%E2,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%CD%E8%EA%E8%F4%EE%F0%EE%E2%E8%F7 Дмитрия Никифоровича Кайгородова]. В 1896 – 1900 учился в Центральном училище технического рисования, в 1900 – 1902 – в Императорской академии художеств у [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B8,_%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BF_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 А.И. Куинджи] и [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8D,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 В.В. Матэ], в 1902 – 1904 – в Мюнхене у [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B8,_%D0%A8%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD Ш. Холлоши], в 1905 – в Париже в академиях Р. Жюльена и Ф. Коларосси. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1903). Писал пейзажи, жанровые сцены и портреты маслом, темперой и акварелью. Любил изображать морской берег с деревьями и скалами. С 1900 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств, позже – в выставках Общества русских акварелистов, Товарищества независимых, Товарищества художников, в международных выставках в Мюнхене (1904, 1906, 1913) и Берлине (1914). В 1913 получил премию графа Строганова на ежегодном конкурсе ОПХ за картину «Прибой»; неоднократно получал премии конкурса им. А.И. Куинджи на Весенних выставках в залах АХ. Работы репродуцировались в журналах «Столица и усадьба», «Нива», «Огонек». После революции участвовал в петроградских выставках Общества им. А.И. Куинджи (октябрь 1917 и 1918), ТПХВ (1917, 1918).
  
 
В 1918 эмигрировал в Эстонию. С 1920 жил в Таллине. В 1921 открыл свою студию живописи и рисования (официально зарегистрирована в 1927), где обучались молодые русские и эстонские художники; регулярно проводились выставки студии. Состоял членом [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии]] (нач. 1920-х). С 1923 входил в Центральное общество эстонских художников, с 1924 – в кружок русских живописцев [[Среда|«Среда»]]. В 1930-е, помимо занятий в своей студии, некоторое время преподавал в русской группе в Таллинском педагогиуме. Интересовался эзотерикой, поддерживал связи с Рерихами, был членом эстонского Антропософского общества. Провел персональные выставки в Таллине (1920, 1921, 1924 – в честь 25-летия художественной деятельности, 1929, 1935 – две выставки, одна из которых совм. с К.С. Высотским, 1939, Дом искусств – совм. с Э.Э. Преном и К.С. Высотским), Хельсинки (1930, совм. с Н.Р. Берггольцом), Риге (1932, совм. с Э.Э. Преном, Н.Р. Берггольцом и Ю.И. Репиным), Тарту (1936), Данциге (1939). Участвовал в групповых выставках [[Ars|«Ars»]] (1920–1924), Центрального общества эстонских художников (1923–1926, 1929–1932, 1937–1939), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1928–1932, 1934–1938) в Таллине, в выставке Немецкого культурного самоуправления в Тарту (1928). Участник выставок русских художников в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), [[1-я Русская выставка|Таллине (1931)]], Печорах и Нарве (1933), в галерее P. Loujetzky в Гааге (1936-1938). В 1935 содействовал созданию Русского культурно-исторического музея в Праге.
 
В 1918 эмигрировал в Эстонию. С 1920 жил в Таллине. В 1921 открыл свою студию живописи и рисования (официально зарегистрирована в 1927), где обучались молодые русские и эстонские художники; регулярно проводились выставки студии. Состоял членом [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии]] (нач. 1920-х). С 1923 входил в Центральное общество эстонских художников, с 1924 – в кружок русских живописцев [[Среда|«Среда»]]. В 1930-е, помимо занятий в своей студии, некоторое время преподавал в русской группе в Таллинском педагогиуме. Интересовался эзотерикой, поддерживал связи с Рерихами, был членом эстонского Антропософского общества. Провел персональные выставки в Таллине (1920, 1921, 1924 – в честь 25-летия художественной деятельности, 1929, 1935 – две выставки, одна из которых совм. с К.С. Высотским, 1939, Дом искусств – совм. с Э.Э. Преном и К.С. Высотским), Хельсинки (1930, совм. с Н.Р. Берггольцом), Риге (1932, совм. с Э.Э. Преном, Н.Р. Берггольцом и Ю.И. Репиным), Тарту (1936), Данциге (1939). Участвовал в групповых выставках [[Ars|«Ars»]] (1920–1924), Центрального общества эстонских художников (1923–1926, 1929–1932, 1937–1939), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1928–1932, 1934–1938) в Таллине, в выставке Немецкого культурного самоуправления в Тарту (1928). Участник выставок русских художников в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), [[1-я Русская выставка|Таллине (1931)]], Печорах и Нарве (1933), в галерее P. Loujetzky в Гааге (1936-1938). В 1935 содействовал созданию Русского культурно-исторического музея в Праге.

Версия 09:50, 4 марта 2015

Файл:Кайгородов Анатолий Дмитриевич, 14.04.1939, Таллинн.jpg
Кайгородов Анатолий Дмитриевич, 14.04.1939, Таллинн
Файл:Картина художника А. Д. Кайгородова «К весне».JPG
Картина художника А. Д. Кайгородова «К весне»

Анатолий Дмитриевич Кайгородов (2.11.1878, СПб – 18.07.1945, Мондзее, близ Зальцбурга, Австрия), живописец, член и экспонент Императорского общества русских акварелистов, Общества имени А. Куинджи, Товарищества передвижников. Из семьи профессора Дмитрия Никифоровича Кайгородова. В 1896 – 1900 учился в Центральном училище технического рисования, в 1900 – 1902 – в Императорской академии художеств у А.И. Куинджи и В.В. Матэ, в 1902 – 1904 – в Мюнхене у Ш. Холлоши, в 1905 – в Париже в академиях Р. Жюльена и Ф. Коларосси. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1903). Писал пейзажи, жанровые сцены и портреты маслом, темперой и акварелью. Любил изображать морской берег с деревьями и скалами. С 1900 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств, позже – в выставках Общества русских акварелистов, Товарищества независимых, Товарищества художников, в международных выставках в Мюнхене (1904, 1906, 1913) и Берлине (1914). В 1913 получил премию графа Строганова на ежегодном конкурсе ОПХ за картину «Прибой»; неоднократно получал премии конкурса им. А.И. Куинджи на Весенних выставках в залах АХ. Работы репродуцировались в журналах «Столица и усадьба», «Нива», «Огонек». После революции участвовал в петроградских выставках Общества им. А.И. Куинджи (октябрь 1917 и 1918), ТПХВ (1917, 1918).

В 1918 эмигрировал в Эстонию. С 1920 жил в Таллине. В 1921 открыл свою студию живописи и рисования (официально зарегистрирована в 1927), где обучались молодые русские и эстонские художники; регулярно проводились выставки студии. Состоял членом Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии (нач. 1920-х). С 1923 входил в Центральное общество эстонских художников, с 1924 – в кружок русских живописцев «Среда». В 1930-е, помимо занятий в своей студии, некоторое время преподавал в русской группе в Таллинском педагогиуме. Интересовался эзотерикой, поддерживал связи с Рерихами, был членом эстонского Антропософского общества. Провел персональные выставки в Таллине (1920, 1921, 1924 – в честь 25-летия художественной деятельности, 1929, 1935 – две выставки, одна из которых совм. с К.С. Высотским, 1939, Дом искусств – совм. с Э.Э. Преном и К.С. Высотским), Хельсинки (1930, совм. с Н.Р. Берггольцом), Риге (1932, совм. с Э.Э. Преном, Н.Р. Берггольцом и Ю.И. Репиным), Тарту (1936), Данциге (1939). Участвовал в групповых выставках «Ars» (1920–1924), Центрального общества эстонских художников (1923–1926, 1929–1932, 1937–1939), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1928–1932, 1934–1938) в Таллине, в выставке Немецкого культурного самоуправления в Тарту (1928). Участник выставок русских художников в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Таллине (1931), Печорах и Нарве (1933), в галерее P. Loujetzky в Гааге (1936-1938). В 1935 содействовал созданию Русского культурно-исторического музея в Праге.

В 1939 выехал в Генерал-губернаторство. Обосновался в Познани (Pozen). Здесь прошли его последние персональные выставки (1942 и март 1944). С приближением советских войск в конце Второй мировой войны перебрался в Австрию.

Представлен в ГРМ, ГТГ, музеях Риги, Белграда и Праги.

Источники

  • Аполлон. 1913. № 3. С. 45; 1915. № 2. С. 61.
  • Тарасов Г. Выставка картин // Последние известия (Ревель). 1920. 6 окт. № 47. С. 3.
  • Выставка работ А.Д. Кайгородова и его учеников - Выставка работ А.Д. Кайгородова // Последние известия (Ревель). 1923. 13 дек. № 314. С. 3.
  • Лин С. Выставка работ учеников А.Д. Кайгородова // Последние известия (Ревель). 1924. 13 янв. № 10. С. 4.
  • Т-ов Г. Выставка студии А. Д. Кайгородова // Последние известия (Ревель). 1926. 31 марта. № 73. С. 3.
  • Вести дня (Таллин). 1930. 20 окт.
  • [Юбилейная выставка картин К. Высотского и А. Кайгородова] // Вести дня (Таллин). 1935. 29 марта. № 76. С. 2.
  • Владовский А. Выставка трех художников // Вести дня (Таллин). 1939. 4 февр. № 29. С. 1.
  • А. Ш. [А. Шик] Памяти художника А. Д. Кайгородова: (К 15-летию со дня смерти) // Русская мысль. 1960. 14 июля (№ 1551).
  • Андреев Н.Е. То, что вспоминается: Из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908–1982) / Под ред. Е.Н. и Д.Г. Андреевых: В 2 т. Т. 1. Таллин, 1996. С. 193, 236, 239.
  • Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 35 – 39.
  • K. Visotsky, A. Kaigorodoff : näituse katalog : Kunstihoones Tallinnas 27. III. - 10. IV. 1935. [Tallinn : s.n., 1935].
  • A. Kaigorodoff, E. Prehn, K. Võssotski : Kunstihoones Tallinnas 2. II. - 14. II. 1939. Tallinn: s.n., 1939.
  • Genss J. Eesti Kunsti Materjale. Tallinn, 1948. [Рукопись]