Владовский Александр Игнатьевич — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
(Галерея)
Строка 8: Строка 8:
 
'''Александр Игнатьевич Владовский''', псевдонимы '''А.В.'''; '''В-ский''' (27.02/10.03.1876, СПб. – 4.10.1950, Таллин)
 
'''Александр Игнатьевич Владовский''', псевдонимы '''А.В.'''; '''В-ский''' (27.02/10.03.1876, СПб. – 4.10.1950, Таллин)
  
Архитектор-художник, художественный критик, живописец, график, публицист, общественный деятель. Из семьи статского советника Игнатия Игнатьевича Владовского. В 1886 – 1894 учился в коммерческом училище. В 1890 поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, с 1897 – ученик архитектурного отделения, с 1901 учился в мастерской Л.Н. Бенуа. В 1903 получил звание архитектора-художника. В 1905 – 1906 путешествовал по Западной Европе. С 1907 служил в канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1908 был архитектором Нарвской Кренгольмской мануфактуры, спроектировал больницу Кренгольмской мануфактуры, построенную к 300-летию династии Романовых. В С.-Петербурге по его проектам построены: особняк Н.В. Безобразовой (ул. Моховая, 34; 1902 - 1904, совместно с Ю.Ю. Бенуа), дом Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища (Малый пр., П. С., 32; 1907 – 1908), доходный дом (ул. Блохина, 11; 1909). Строил в Астрахани, Гдове, Курской губернии. С 1908 архитектор Нарвской Кренгольмской мануфактуры. Спроектировал больницу Кренгольмской мануфактуры, построенную к 300-летию династии Романовых. В разъездах по России изучал древнерусское зодчество, проводил натурные обследования памятников архитектуры в Москве, Новгороде, Пскове, Киеве и Вильно.
+
Архитектор-художник, художественный критик, живописец, график, публицист, общественный деятель. Сын статского советника Игнатия Игнатьевича Владовского. В 1886 – 1894 учился в коммерческом училище. В службу вступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Финляндский полк в 1894. Произведен в унтер-офицеры. Уволен в запас армии. Произведен в прапорщики запаса армейской пехоты с увольнением в запас армии по Петербургскому уезду (ВПр. 20.11.1895, Царское Село). В 1890 поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, с 1897 – ученик архитектурного отделения, с 1901 учился в мастерской Л.Н. Бенуа. В 1903 получил звание архитектора-художника. В 1905 – 1906 путешествовал по Западной Европе. С 1907 служил в канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1908 был архитектором Нарвской Кренгольмской мануфактуры, спроектировал больницу Кренгольмской мануфактуры, построенную к 300-летию династии Романовых. В С.-Петербурге по его проектам построены: особняк Н.В. Безобразовой (ул. Моховая, 34; 1902 - 1904, совместно с Ю.Ю. Бенуа), дом Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища (Малый пр., П. С., 32; 1907 – 1908), доходный дом (ул. Блохина, 11; 1909). Строил в Астрахани, Гдове, Курской губернии. С 1908 архитектор Нарвской Кренгольмской мануфактуры. Спроектировал больницу Кренгольмской мануфактуры, построенную к 300-летию династии Романовых. В разъездах по России изучал древнерусское зодчество, проводил натурные обследования памятников архитектуры в Москве, Новгороде, Пскове, Киеве и Вильно.
  
 
После революции уехал в Эстонию, жил в Кренгольме, затем в Нарве. В 1920 спроектировал здание и поселок Нарвской гидроэлектростанции, которая из-за финансовых трудностей не была построена. В начале 1920-х поселился в Таллинне. Был центральной фигурой русской архитектурной школы в Эстонии. Строил частные виллы в стиле модерн, доходные дома в традициях ренессанса, барокко, классицизма. Несколько его построек стали яркими образцами архитектурного ар-деко в Эстонии: доходный дом на ул. Вали, 4 (1925); интерьеры жилого дома на ул. Поска, 47 (1927); оформление ресторана "Глория" (ныне "Астория") на площади Вабадусе; дом на Нарва маантеэ, 57 (1931) и др. В первой половине 1920-х выполнял ответственные заказы военного ведомства, построил военный госпиталь эстонской армии в Таллинне (1925), казармы, проектировал мебель для кабинета военного министра. Участвовал в работах по реставрации Екатерининского дворца в Кадриорге, построил новый банкетный зал у западного фасада дворца. Построил православные церкви в неорусском стиле: каменную часовню Корсунской Божией Матери у стен Изборской крепости на месте древнего могильника защитников крепости в 1657 году (1929, пожертвовал проект г. Изборску); церковь Николая Чудотворца в Копли, Таллинн (1935, построена взамен старой, сгоревшей в 1934), для которой спроектировал также иконостас и написал несколько икон; мемориальную часовню на братском кладбище [[Северо-Западная армия|Северо-Западной Армии]] в Копли (1936, снесена в 1946). Один из учредителей Эстонского академического общества, состоял членом художественного общества "[[Арс]]", [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии]], [[Новое объединение художников|Нового объединения художников]], Центрального общества эстонских художников (1928), Союза эстонских художников (1932). Член комитета по устройству [[1-я русская выставка|1-й Русской выставки в Таллинне]], ее участник (1931). Печатался в русских газетах и журналах как критик изобразительного искусства и архитектуры. Сотрудничал в газете "[[Последние известия]]" (Мысли об архитектуре, 1923), "[[День русcкого просвещения]]" (Архитектура Петербурга, 1925), "[[Наша газета|Нашей газете]]" (1927), а также в сборниках, посвященных [[Дни русского просвещения|Дням русского просвещения]] (1932 - 1939) и др. Входил в число постоянных сотрудников газеты "[[Вести дня]]", писал статьи о художественных выставках и по истории архитектуры (1927 - 1932). Полемизировал с тенденциями функционализма в архитектуре, защищал право на существование русской культуры в Прибалтике. В пражском журнале "Русский зодчий за рубежом" напечатал полемическую статью о строительстве русских православных храмов за рубежом. Сотрудничал с Русским культурно-историческим музеем в Праге, участвовал в формировании его архитектурного отдела, подарил в его коллекцию несколько своих работ. Автор исторического романа "Вавилон". Похоронен на кладбище Метсакальмисту в Таллинне.
 
После революции уехал в Эстонию, жил в Кренгольме, затем в Нарве. В 1920 спроектировал здание и поселок Нарвской гидроэлектростанции, которая из-за финансовых трудностей не была построена. В начале 1920-х поселился в Таллинне. Был центральной фигурой русской архитектурной школы в Эстонии. Строил частные виллы в стиле модерн, доходные дома в традициях ренессанса, барокко, классицизма. Несколько его построек стали яркими образцами архитектурного ар-деко в Эстонии: доходный дом на ул. Вали, 4 (1925); интерьеры жилого дома на ул. Поска, 47 (1927); оформление ресторана "Глория" (ныне "Астория") на площади Вабадусе; дом на Нарва маантеэ, 57 (1931) и др. В первой половине 1920-х выполнял ответственные заказы военного ведомства, построил военный госпиталь эстонской армии в Таллинне (1925), казармы, проектировал мебель для кабинета военного министра. Участвовал в работах по реставрации Екатерининского дворца в Кадриорге, построил новый банкетный зал у западного фасада дворца. Построил православные церкви в неорусском стиле: каменную часовню Корсунской Божией Матери у стен Изборской крепости на месте древнего могильника защитников крепости в 1657 году (1929, пожертвовал проект г. Изборску); церковь Николая Чудотворца в Копли, Таллинн (1935, построена взамен старой, сгоревшей в 1934), для которой спроектировал также иконостас и написал несколько икон; мемориальную часовню на братском кладбище [[Северо-Западная армия|Северо-Западной Армии]] в Копли (1936, снесена в 1946). Один из учредителей Эстонского академического общества, состоял членом художественного общества "[[Арс]]", [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии]], [[Новое объединение художников|Нового объединения художников]], Центрального общества эстонских художников (1928), Союза эстонских художников (1932). Член комитета по устройству [[1-я русская выставка|1-й Русской выставки в Таллинне]], ее участник (1931). Печатался в русских газетах и журналах как критик изобразительного искусства и архитектуры. Сотрудничал в газете "[[Последние известия]]" (Мысли об архитектуре, 1923), "[[День русcкого просвещения]]" (Архитектура Петербурга, 1925), "[[Наша газета|Нашей газете]]" (1927), а также в сборниках, посвященных [[Дни русского просвещения|Дням русского просвещения]] (1932 - 1939) и др. Входил в число постоянных сотрудников газеты "[[Вести дня]]", писал статьи о художественных выставках и по истории архитектуры (1927 - 1932). Полемизировал с тенденциями функционализма в архитектуре, защищал право на существование русской культуры в Прибалтике. В пражском журнале "Русский зодчий за рубежом" напечатал полемическую статью о строительстве русских православных храмов за рубежом. Сотрудничал с Русским культурно-историческим музеем в Праге, участвовал в формировании его архитектурного отдела, подарил в его коллекцию несколько своих работ. Автор исторического романа "Вавилон". Похоронен на кладбище Метсакальмисту в Таллинне.
Строка 61: Строка 61:
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 +
[[Категория:Русская_Императорская_армия]]

Версия 23:35, 10 июля 2018

Владовский Александр Игнатьевич
Комитет по устройству 1-й русской выставки в Эстонии. А.И. Владовский стоит первый справа
Киворий в церкви Николая Чудотворца в Таллинне памяти павших в годы Первой мировой войны работы Владовского А.И., 1934
Часовня Корсунской Божией Матери. Изборск. Архитектор А.И. Владовский, 1929
Церковь Николая Чудотворца в Копли, Таллинн. Архитектор А.И. Владовский, 1935

Александр Игнатьевич Владовский, псевдонимы А.В.; В-ский (27.02/10.03.1876, СПб. – 4.10.1950, Таллин)

Архитектор-художник, художественный критик, живописец, график, публицист, общественный деятель. Сын статского советника Игнатия Игнатьевича Владовского. В 1886 – 1894 учился в коммерческом училище. В службу вступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Финляндский полк в 1894. Произведен в унтер-офицеры. Уволен в запас армии. Произведен в прапорщики запаса армейской пехоты с увольнением в запас армии по Петербургскому уезду (ВПр. 20.11.1895, Царское Село). В 1890 поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, с 1897 – ученик архитектурного отделения, с 1901 учился в мастерской Л.Н. Бенуа. В 1903 получил звание архитектора-художника. В 1905 – 1906 путешествовал по Западной Европе. С 1907 служил в канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1908 был архитектором Нарвской Кренгольмской мануфактуры, спроектировал больницу Кренгольмской мануфактуры, построенную к 300-летию династии Романовых. В С.-Петербурге по его проектам построены: особняк Н.В. Безобразовой (ул. Моховая, 34; 1902 - 1904, совместно с Ю.Ю. Бенуа), дом Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища (Малый пр., П. С., 32; 1907 – 1908), доходный дом (ул. Блохина, 11; 1909). Строил в Астрахани, Гдове, Курской губернии. С 1908 архитектор Нарвской Кренгольмской мануфактуры. Спроектировал больницу Кренгольмской мануфактуры, построенную к 300-летию династии Романовых. В разъездах по России изучал древнерусское зодчество, проводил натурные обследования памятников архитектуры в Москве, Новгороде, Пскове, Киеве и Вильно.

После революции уехал в Эстонию, жил в Кренгольме, затем в Нарве. В 1920 спроектировал здание и поселок Нарвской гидроэлектростанции, которая из-за финансовых трудностей не была построена. В начале 1920-х поселился в Таллинне. Был центральной фигурой русской архитектурной школы в Эстонии. Строил частные виллы в стиле модерн, доходные дома в традициях ренессанса, барокко, классицизма. Несколько его построек стали яркими образцами архитектурного ар-деко в Эстонии: доходный дом на ул. Вали, 4 (1925); интерьеры жилого дома на ул. Поска, 47 (1927); оформление ресторана "Глория" (ныне "Астория") на площади Вабадусе; дом на Нарва маантеэ, 57 (1931) и др. В первой половине 1920-х выполнял ответственные заказы военного ведомства, построил военный госпиталь эстонской армии в Таллинне (1925), казармы, проектировал мебель для кабинета военного министра. Участвовал в работах по реставрации Екатерининского дворца в Кадриорге, построил новый банкетный зал у западного фасада дворца. Построил православные церкви в неорусском стиле: каменную часовню Корсунской Божией Матери у стен Изборской крепости на месте древнего могильника защитников крепости в 1657 году (1929, пожертвовал проект г. Изборску); церковь Николая Чудотворца в Копли, Таллинн (1935, построена взамен старой, сгоревшей в 1934), для которой спроектировал также иконостас и написал несколько икон; мемориальную часовню на братском кладбище Северо-Западной Армии в Копли (1936, снесена в 1946). Один из учредителей Эстонского академического общества, состоял членом художественного общества "Арс", Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии, Нового объединения художников, Центрального общества эстонских художников (1928), Союза эстонских художников (1932). Член комитета по устройству 1-й Русской выставки в Таллинне, ее участник (1931). Печатался в русских газетах и журналах как критик изобразительного искусства и архитектуры. Сотрудничал в газете "Последние известия" (Мысли об архитектуре, 1923), "День русcкого просвещения" (Архитектура Петербурга, 1925), "Нашей газете" (1927), а также в сборниках, посвященных Дням русского просвещения (1932 - 1939) и др. Входил в число постоянных сотрудников газеты "Вести дня", писал статьи о художественных выставках и по истории архитектуры (1927 - 1932). Полемизировал с тенденциями функционализма в архитектуре, защищал право на существование русской культуры в Прибалтике. В пражском журнале "Русский зодчий за рубежом" напечатал полемическую статью о строительстве русских православных храмов за рубежом. Сотрудничал с Русским культурно-историческим музеем в Праге, участвовал в формировании его архитектурного отдела, подарил в его коллекцию несколько своих работ. Автор исторического романа "Вавилон". Похоронен на кладбище Метсакальмисту в Таллинне.

Награды: орден епископа Платона 1-й ст.

Сочинения

  • Студия изобразительного искусства // Последние известия (Таллинн). 1923. 12 июня. № 139
  • «Вавилон» (Таллинн, 1924) с собственными рисунками в стиле art déco
  • Графика советских художников // Вести дня (Ревель). 1930. 5 сент. № 238. С. 2
  • Русский архитектурный центр в Праге // Сегодня (Рига). 1938. 8 марта. № 67

Архитектурные работы

  • Больница Кренгольмской мануфакутры в Нарве (1911 – 1913, ныне старое здание нарвской городской больницы)
  • Нарвская мужская гимназия, ныне Narva Vanalinna Riigikooli hoone (перестроенный дом барона фон Велио)
  • Георгиевская часовня на кладбище в Копли, Таллинн (1936, в 1946 разрушена)
  • Церковь Иоанна Крестителя в Нымме (1922 – 1923)
  • Электростанция Элламаа в Турба (1923)
  • Юхкентальский военный госпиталь в Таллинне (1923 – 1925, ныне главное здание Главного Штаба Сил Обороны)
  • Здание на Valli tänav 4 в Таллинне (1925)
  • Внутренний вид ночного Танцевального дворца Gloria в Таллинне (1926, ныне ночной клуб Astoria)
  • здание сауны Кальма в Таллинне, Vana-Kalamaja tänav (1928)
  • Двухэтажно деревянное здание (югендстиль) в Таллинне по адресу Koidula tänav 10 (1932)
  • Пристройка к банкетному залу Кадриоргского дворца в Таллинне (1934)
  • Николаевская церковь в Копли, Таллинн (1935 – 1936)
  • Кохтла-Ярвеский детский сад (1949)

Источники

  • ГАРФ. Ф. 6784. Оп. 1. Д. 3 (1935–1941). Л. 4
  • Сарматов В. А.И. Владовский. К его 20-летнему юбилею // ПИ 1923. 15 мая. № 117, 2
  • А.И. Владовский. Портр. // ПИ 1923. 15 мая. № 118, 3
  • Arhitekt Aleksander Wladowski 60-aastane // Postimees. 10.03.1936, nr 67, 6
  • Генс Л. Вечно живая традиция. О творческом пути А. Владовского // Таллин, 1990. № 1. С. 56 - 68.
  • Kalm, Mart. Arhitektuuri kultuuri kujunemisest Eesti 1918 - 1940. Tallinn, 1998. Lk. 18.
  • Генс Л. Петербургская школа и эстонская архитектура (1918 - 1940) // Архитектурное наследие Русского зарубежья . СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 283 - 295
  • Левошко С.С. К истории архитектурного отделения Русского Культурно-исторического музея в Праге (1936 - 1944) // Н. К. Рерих и его современники. Архитекторы и архитектура. Восток глазами Запада: Восьмая межд. научн.–практ. конф. «Рериховское наследие». СПб., 2011. С. 224 - 234
  • Кац. Й. Александр Владовский, архитектор-художник // Столица (Таллин). 2009, 17 февраля
  • Пономарев А.Ю. Архитектор Александр Владовский // Шестые Псковские региональные краеведческие чтения. Книга II. - Псков - Москва, 2016. С. 176 - 202

Галерея