Баранин Петр Петрович — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Строка 3: Строка 3:
 
Из семьи потомственных старообрядцев. Церковнославянскую грамоту и знаменное пение изучал в семье, затем обучался в частном училище Хуго Треффнера, где укрепил знание эстонского языка, и в Тартуском реальном училище (1895 - 1898). В 1913 принят в члены Черносельской (Муствеэской) старообрядческой общины, избран в совет этой общины, исполнял обязанности секретаря. Принимал участие в движении за трезвость, один из организаторов Мутвеэской добровольной пожарной дружины. Избирался на общественные должности волостного старшины Мутвеэской волости и председателя поселкового совета. В 1917 избран в состав делегации от Причудского края, которая передала Временному правительству России особую петицию по вопросу об автономии и с изложением нужд местных русских, в т. ч. и старообрядцев. Причудские делегаты имели аудиенцию у члена Временного правительства Г.Е. Львова, посетили ряд министерств и ведомств. В результате переговоров было восстановлено пароходное сообщение между Тарту и Чудским озером, что несколько облегчило проблему снабжения продовольствием в тот сложный период.  
 
Из семьи потомственных старообрядцев. Церковнославянскую грамоту и знаменное пение изучал в семье, затем обучался в частном училище Хуго Треффнера, где укрепил знание эстонского языка, и в Тартуском реальном училище (1895 - 1898). В 1913 принят в члены Черносельской (Муствеэской) старообрядческой общины, избран в совет этой общины, исполнял обязанности секретаря. Принимал участие в движении за трезвость, один из организаторов Мутвеэской добровольной пожарной дружины. Избирался на общественные должности волостного старшины Мутвеэской волости и председателя поселкового совета. В 1917 избран в состав делегации от Причудского края, которая передала Временному правительству России особую петицию по вопросу об автономии и с изложением нужд местных русских, в т. ч. и старообрядцев. Причудские делегаты имели аудиенцию у члена Временного правительства Г.Е. Львова, посетили ряд министерств и ведомств. В результате переговоров было восстановлено пароходное сообщение между Тарту и Чудским озером, что несколько облегчило проблему снабжения продовольствием в тот сложный период.  
  
После революции в эмиграции в Эстонии в связи с изменением государственных границ. С провозглашением Эстонской Республики начал политическую карьеру как депутат от Тартуского округа (Муствеэ) в Государственном собрании Эстонии 1-го (1923 - 1926) и 3-го (1926 - 1929) созывов. Входил в состав финансовой комиссии. В выступлениях в парламенте критиковал бюджет за пренебрежительное отношение к развитию русских окраин. По его предложению правительство занималось подысканием заграничных рынков для причудских рыбаков. Баранин поднимал вопросы о заключении с Россией договора о рыбной ловле во внутренних водах. В парламенте принимал участие во фракции русского объединенного списка, выступая за право на культурную автономию (самоопределение) русского населения. В вопросах церковной жизни ратовал за проведение в жизнь принципов отделения Церкви от государства на основе полной автономии русских приходов; за право верить и молиться по обычаям и заветам предков; за отмену административных взысканий, наложенных на некоторых местных русских деятелей в связи с церковными гонениями; за равноправие всех религиозных объединений перед законом в вопросе о пенсиях и государственных дотациях. В своих выступлениях неоднократно указывал, что принцип равноправия попирается в отношении детей старообрядцев, которым не разрешают отмечать церковные праздники по старому стилю. В 1926 был одним из организаторов благотворительного общества в Таллинне "[[Дом русского ребенка]]", способствовавшего распространению общего и специального образования среди русских детей. В 1929 короткое время, как руководитель русской фракции в парламенте, исполнял обязанности председателя правления "[[Русский национальный союз|Русского Национального Союза]]". Освещал жизнь старообрядцев на страницах местных газет "[[Последние известия]]" (1923 - 1925), "[[Наша газета]]" (1927) и "[[Русский свет]]", являясь фактическим редактором последней с января по июнь 1929; ввел в этой газете рубрику "Дела старообрядческие"; также печатал свои статьи в "Вестнике Высшего Старообрядческого Совета в Польше " (1929 - 1934). Проиграв на выборах в состав парламента 4-го созыва, отошел от политики и полностью посвятил себя устройству старообрядческеских дел. Главной задачей его деятельности в этом направлении было повышение религиозности верующих, упорядочение обрядовой стороны и принятие устава Старообрядческой Церкви Эстонии. Возглавлял комссию по созыву IV и V Всеэстонских старообрядческих съездов в февр. и июле 1928. На них был создан Центральный Старообрядческий Совет Эстонии, в который как член парламента вошел Баранин, и принят устав Старообрядческой Церкви Эстонии. На очередном VI съезде 3.11.1929 в Тарту прочел доклад об истории церковного пения и затем издал книгу "Из истории возникновения церковного пения в древнехристианской церкви" (Ревель, 1931). В ней была сделана попытка доказать преимущества и древность наречного пения. Сам Баранин обладал мощным голосом и был головщикам правого хора в Таллиннской моленной. Доклад Баранина и его книга вызвали критику со стороны приверженцев древнего наонного или хомового пения, широко распространенного у старообрядцев Причудья и сохранившегося до наших дней. Вместе с женой [[Баранина Ксения Ефимовна|Ксенией Ефимовной]] принимал активное участие в оборудовании иконостаса и убранства в новой моленной Таллиннской старообрядческой общины, сооруженной по завещанию С.А. Мяэберг в 1930. При участии Баранина в 1934 был официально зарегистрирован [[Союз старообрядческих общин Эстонии]] с центром в Тарту и позже утвержден новый устав Старообрядческой Церкви Эстонии. Согласно новому уставу, высшими органами Старообрядческой Церкви Эстонии являлись общее собрание, Центральный Старообрядческий Совет, правление и Духовная комиссия. В Союз входили старообрядческие общины Таллина, Тарту, Муствеэ, Калласте, Колкья, Кикита, Казепяэ, Варнья, Саарекюла (Желачка), Пийрисааре и Вяйке-Колькья. В 1930-х гг. Баранин неоднократно избирался председателем Центрального Старообрядческого Совета и правления [[Союз старообрядческих общин Эстонии|Союза старообрядческих общин Эстонии]]. В 1936 не без его влияния решением съезда центр правления Союза переместился из Тарту в Таллинн. Удаление центра от мест исконного сосредоточения старообрядческого населения вызвало протесты. На очередном XIII делегатском съезде старообрядческих общин в Кикита (1938) Баранин не попал в состав нового правления Союза. Его отстранили от должности председателя правления, и центр совета Союза переместился в Муствеэ. Тем не менее, на этом же съезде он был избран в состав делегации от Эстонии на предсоборное совещание старообрядцев в Каунасе в феврале 1939. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. печатался в русском журнале старообрядцев поморского согласия “Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше”. В этот же период он сотрудничал в нарвской газете "[[Русский вестник]]".  
+
После революции в эмиграции в Эстонии в связи с изменением государственных границ. С провозглашением Эстонской Республики начал политическую карьеру как депутат от Тартуского округа (Муствеэ) в Государственном собрании Эстонии 1-го (1923 - 1926) и 3-го (1926 - 1929) созывов. Входил в состав финансовой комиссии. В выступлениях в парламенте критиковал бюджет за пренебрежительное отношение к развитию русских окраин. По его предложению правительство занималось подысканием заграничных рынков для причудских рыбаков. Баранин поднимал вопросы о заключении с Россией договора о рыбной ловле во внутренних водах. В парламенте принимал участие во фракции русского объединенного списка, выступая за право на культурную автономию (самоопределение) русского населения. В вопросах церковной жизни ратовал за проведение в жизнь принципов отделения Церкви от государства на основе полной автономии русских приходов; за право верить и молиться по обычаям и заветам предков; за отмену административных взысканий, наложенных на некоторых местных русских деятелей в связи с церковными гонениями; за равноправие всех религиозных объединений перед законом в вопросе о пенсиях и государственных дотациях. В своих выступлениях неоднократно указывал, что принцип равноправия попирается в отношении детей старообрядцев, которым не разрешают отмечать церковные праздники по старому стилю. В 1926 был одним из организаторов благотворительного общества в Таллинне "[[Дом русского ребенка]]", способствовавшего распространению общего и специального образования среди русских детей. Член  общества "[[Русская школа в Эстонии]]", избран 2.12.1926. В 1929 короткое время, как руководитель русской фракции в парламенте, исполнял обязанности председателя правления "[[Русский национальный союз|Русского Национального Союза]]". Освещал жизнь старообрядцев на страницах местных газет "[[Последние известия]]" (1923 - 1925), "[[Наша газета]]" (1927) и "[[Русский свет]]", являясь фактическим редактором последней с января по июнь 1929; ввел в этой газете рубрику "Дела старообрядческие"; также печатал свои статьи в "Вестнике Высшего Старообрядческого Совета в Польше " (1929 - 1934). Проиграв на выборах в состав парламента 4-го созыва, отошел от политики и полностью посвятил себя устройству старообрядческеских дел. Главной задачей его деятельности в этом направлении было повышение религиозности верующих, упорядочение обрядовой стороны и принятие устава Старообрядческой Церкви Эстонии. Возглавлял комссию по созыву IV и V Всеэстонских старообрядческих съездов в февр. и июле 1928. На них был создан Центральный Старообрядческий Совет Эстонии, в который как член парламента вошел Баранин, и принят устав Старообрядческой Церкви Эстонии. На очередном VI съезде 3.11.1929 в Тарту прочел доклад об истории церковного пения и затем издал книгу "Из истории возникновения церковного пения в древнехристианской церкви" (Ревель, 1931). В ней была сделана попытка доказать преимущества и древность наречного пения. Сам Баранин обладал мощным голосом и был головщикам правого хора в Таллиннской моленной. Доклад Баранина и его книга вызвали критику со стороны приверженцев древнего наонного или хомового пения, широко распространенного у старообрядцев Причудья и сохранившегося до наших дней. Вместе с женой [[Баранина Ксения Ефимовна|Ксенией Ефимовной]] принимал активное участие в оборудовании иконостаса и убранства в новой моленной Таллиннской старообрядческой общины, сооруженной по завещанию С.А. Мяэберг в 1930. При участии Баранина в 1934 был официально зарегистрирован [[Союз старообрядческих общин Эстонии]] с центром в Тарту и позже утвержден новый устав Старообрядческой Церкви Эстонии. Согласно новому уставу, высшими органами Старообрядческой Церкви Эстонии являлись общее собрание, Центральный Старообрядческий Совет, правление и Духовная комиссия. В Союз входили старообрядческие общины Таллина, Тарту, Муствеэ, Калласте, Колкья, Кикита, Казепяэ, Варнья, Саарекюла (Желачка), Пийрисааре и Вяйке-Колькья. В 1930-х гг. Баранин неоднократно избирался председателем Центрального Старообрядческого Совета и правления [[Союз старообрядческих общин Эстонии|Союза старообрядческих общин Эстонии]]. В 1936 не без его влияния решением съезда центр правления Союза переместился из Тарту в Таллинн. Удаление центра от мест исконного сосредоточения старообрядческого населения вызвало протесты. На очередном XIII делегатском съезде старообрядческих общин в Кикита (1938) Баранин не попал в состав нового правления Союза. Его отстранили от должности председателя правления, и центр совета Союза переместился в Муствеэ. Тем не менее, на этом же съезде он был избран в состав делегации от Эстонии на предсоборное совещание старообрядцев в Каунасе в феврале 1939. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. печатался в русском журнале старообрядцев поморского согласия “Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше”. В этот же период он сотрудничал в нарвской газете "[[Русский вестник]]".  
  
 
В 1950 - 1960-х председатель Таллинской старообрядческой общины. Похоронен 13.04.1966 на кладбище [http://www.kalmistud.ee/haudi?action=hauaplats&filter_hauaplats_hauaplats=93413 Метсакалмисту] в Таллинне.  
 
В 1950 - 1960-х председатель Таллинской старообрядческой общины. Похоронен 13.04.1966 на кладбище [http://www.kalmistud.ee/haudi?action=hauaplats&filter_hauaplats_hauaplats=93413 Метсакалмисту] в Таллинне.  

Версия 23:09, 28 февраля 2017

Петр Петрович Баранин (20.02/5.03.1882, дер. Большие Кольки (Колкья) Алацкивиской вол. Юрьевского у. Лифляндской губ. - 18.03.1966, Таллин)

Из семьи потомственных старообрядцев. Церковнославянскую грамоту и знаменное пение изучал в семье, затем обучался в частном училище Хуго Треффнера, где укрепил знание эстонского языка, и в Тартуском реальном училище (1895 - 1898). В 1913 принят в члены Черносельской (Муствеэской) старообрядческой общины, избран в совет этой общины, исполнял обязанности секретаря. Принимал участие в движении за трезвость, один из организаторов Мутвеэской добровольной пожарной дружины. Избирался на общественные должности волостного старшины Мутвеэской волости и председателя поселкового совета. В 1917 избран в состав делегации от Причудского края, которая передала Временному правительству России особую петицию по вопросу об автономии и с изложением нужд местных русских, в т. ч. и старообрядцев. Причудские делегаты имели аудиенцию у члена Временного правительства Г.Е. Львова, посетили ряд министерств и ведомств. В результате переговоров было восстановлено пароходное сообщение между Тарту и Чудским озером, что несколько облегчило проблему снабжения продовольствием в тот сложный период.

После революции в эмиграции в Эстонии в связи с изменением государственных границ. С провозглашением Эстонской Республики начал политическую карьеру как депутат от Тартуского округа (Муствеэ) в Государственном собрании Эстонии 1-го (1923 - 1926) и 3-го (1926 - 1929) созывов. Входил в состав финансовой комиссии. В выступлениях в парламенте критиковал бюджет за пренебрежительное отношение к развитию русских окраин. По его предложению правительство занималось подысканием заграничных рынков для причудских рыбаков. Баранин поднимал вопросы о заключении с Россией договора о рыбной ловле во внутренних водах. В парламенте принимал участие во фракции русского объединенного списка, выступая за право на культурную автономию (самоопределение) русского населения. В вопросах церковной жизни ратовал за проведение в жизнь принципов отделения Церкви от государства на основе полной автономии русских приходов; за право верить и молиться по обычаям и заветам предков; за отмену административных взысканий, наложенных на некоторых местных русских деятелей в связи с церковными гонениями; за равноправие всех религиозных объединений перед законом в вопросе о пенсиях и государственных дотациях. В своих выступлениях неоднократно указывал, что принцип равноправия попирается в отношении детей старообрядцев, которым не разрешают отмечать церковные праздники по старому стилю. В 1926 был одним из организаторов благотворительного общества в Таллинне "Дом русского ребенка", способствовавшего распространению общего и специального образования среди русских детей. Член общества "Русская школа в Эстонии", избран 2.12.1926. В 1929 короткое время, как руководитель русской фракции в парламенте, исполнял обязанности председателя правления "Русского Национального Союза". Освещал жизнь старообрядцев на страницах местных газет "Последние известия" (1923 - 1925), "Наша газета" (1927) и "Русский свет", являясь фактическим редактором последней с января по июнь 1929; ввел в этой газете рубрику "Дела старообрядческие"; также печатал свои статьи в "Вестнике Высшего Старообрядческого Совета в Польше " (1929 - 1934). Проиграв на выборах в состав парламента 4-го созыва, отошел от политики и полностью посвятил себя устройству старообрядческеских дел. Главной задачей его деятельности в этом направлении было повышение религиозности верующих, упорядочение обрядовой стороны и принятие устава Старообрядческой Церкви Эстонии. Возглавлял комссию по созыву IV и V Всеэстонских старообрядческих съездов в февр. и июле 1928. На них был создан Центральный Старообрядческий Совет Эстонии, в который как член парламента вошел Баранин, и принят устав Старообрядческой Церкви Эстонии. На очередном VI съезде 3.11.1929 в Тарту прочел доклад об истории церковного пения и затем издал книгу "Из истории возникновения церковного пения в древнехристианской церкви" (Ревель, 1931). В ней была сделана попытка доказать преимущества и древность наречного пения. Сам Баранин обладал мощным голосом и был головщикам правого хора в Таллиннской моленной. Доклад Баранина и его книга вызвали критику со стороны приверженцев древнего наонного или хомового пения, широко распространенного у старообрядцев Причудья и сохранившегося до наших дней. Вместе с женой Ксенией Ефимовной принимал активное участие в оборудовании иконостаса и убранства в новой моленной Таллиннской старообрядческой общины, сооруженной по завещанию С.А. Мяэберг в 1930. При участии Баранина в 1934 был официально зарегистрирован Союз старообрядческих общин Эстонии с центром в Тарту и позже утвержден новый устав Старообрядческой Церкви Эстонии. Согласно новому уставу, высшими органами Старообрядческой Церкви Эстонии являлись общее собрание, Центральный Старообрядческий Совет, правление и Духовная комиссия. В Союз входили старообрядческие общины Таллина, Тарту, Муствеэ, Калласте, Колкья, Кикита, Казепяэ, Варнья, Саарекюла (Желачка), Пийрисааре и Вяйке-Колькья. В 1930-х гг. Баранин неоднократно избирался председателем Центрального Старообрядческого Совета и правления Союза старообрядческих общин Эстонии. В 1936 не без его влияния решением съезда центр правления Союза переместился из Тарту в Таллинн. Удаление центра от мест исконного сосредоточения старообрядческого населения вызвало протесты. На очередном XIII делегатском съезде старообрядческих общин в Кикита (1938) Баранин не попал в состав нового правления Союза. Его отстранили от должности председателя правления, и центр совета Союза переместился в Муствеэ. Тем не менее, на этом же съезде он был избран в состав делегации от Эстонии на предсоборное совещание старообрядцев в Каунасе в феврале 1939. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. печатался в русском журнале старообрядцев поморского согласия “Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше”. В этот же период он сотрудничал в нарвской газете "Русский вестник".

В 1950 - 1960-х председатель Таллинской старообрядческой общины. Похоронен 13.04.1966 на кладбище Метсакалмисту в Таллинне.

Семья: жена Ксения Ефимовна; дети Мария, Валентина, Зоя (Сусанна), Антон, Андрей.

Источники

  • Русское национальное меньшинство в Эстонской республике (1918 - 1940). Тарту, 2000. С. 69, 75, 76, 119, 253
  • Пономарёва Г. Русские староверы Эстонии. Б. м., б. г. С. 28
  • Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. Вильнюс, 2005. С. 34 - 35, 66