Круг Георгий Иванович — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Верс…»)
 
Строка 1: Строка 1:
Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция), иконописец, реставратор. Отец – швед, протестант; мать – русская, православная; воспитывался в вере отца.
+
'''Георгий Иванович Круг''', отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция)
  
В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию в Нарве, брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) в Эстонии и через два принял православие. В 1926 поступил в Художественно-промышленную школу в Таллине; учился у Г. Рейндорфа. В 1928-1930 занимался живописью в художественном училище «Паллас» в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества «Паллас» (1930). В 1931 работы демонстрировались на [[1-я Русская выставка|Русской выставке в Таллине]].
+
Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца.
 +
 
 +
В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию в Нарве, брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) в Эстонии и через два принял православие. В 1926 поступил в Художественно-промышленную школу в Таллине; учился у Г. Рейндорфа. В 1928 - 1930 занимался живописью в художественном училище «Паллас» в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества «Паллас» (1930). В 1931 работы демонстрировались на [[1-я Русская выставка|Русской выставке в Таллине]].
  
 
В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести «Нос» Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе «Икона» П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже.  
 
В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести «Нос» Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе «Икона» П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже.  
  
В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллин). Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).
+
В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).
  
 
По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма.
 
По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма.
Строка 13: Строка 15:
 
Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках.
 
Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках.
  
*Источники:
+
== Источники ==
 
+
Русская мысль. 1969. 10 июля (№ 2746); 1981. 19 марта (№ 3352). С. 13.
+
 
+
Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216.
+
 
+
Николаев В. Инок-иконописец о. Григорий Круг // Русская мысль. 1979. 26 апр. (№ 3253). С. 7.
+
 
+
Васютинская-Маркадэ В. Записки монаха-иконописца Григория Круга // Русская мысль. 1984. 5 янв. (№ 3498). С. 9 (с портр.).
+
 
+
Сергеенко А. Его называли вторым Рублевым: Об иноке Григории (Круге) // Наука и религия. 1995. № 6. С. 42–43.
+
 
+
Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232-250, 251.
+
 
+
Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43.
+
 
+
Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113-115.
+
 
+
Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151-167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002).
+
 
+
Moine Grégoire [G. I. Krug]. Carnets d’un peintre d’icônes. Lausanne: L’Age d’Homme, 1983.
+
 
+
Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990.
+
 
+
Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; библиогр.]
+
  
Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.)
+
*Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216
 +
*Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002)
 +
*Николаев В. Инок-иконописец о. Григорий Круг // Русская мысль. 1979. 26 апр. (№ 3253). С. 7
 +
*Русская мысль. 1969. 10 июля (№ 2746); 1981. 19 марта (№ 3352). С. 13
 +
*Moine Grégoire [G. I. Krug]. Carnets d’un peintre d’icônes. Lausanne: L’Age d’Homme, 1983
 +
*Васютинская-Маркадэ В. Записки монаха-иконописца Григория Круга // Русская мысль. 1984. 5 янв. (№ 3498). С. 9 (с портр.)
 +
*Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990
 +
*Сергеенко А. Его называли вторым Рублевым: Об иноке Григории (Круге) // Наука и религия. 1995. № 6. С. 42 – 43
 +
*Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; библиогр.]
 +
*Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.)
 +
*Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232 - 250, 251
 +
*Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43
 +
*Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115.
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]

Версия 21:12, 27 августа 2015

Георгий Иванович Круг, отец Григорий (23.12.1907/5.01.1908, СПб – 12.06.1969, Мэниль-Сен-Дени, близ Версаля, Франция)

Из семьи шведа, протестанта, и русской, православной; воспитывался в вере отца.

В 1921 переехал с семьей в Эстонию. Окончил русскую гимназию в Нарве, брал уроки рисования у художника Н.В. Семенова. Заинтересовавшись в 17 лет вопросами религии, примкнул к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) в Эстонии и через два принял православие. В 1926 поступил в Художественно-промышленную школу в Таллине; учился у Г. Рейндорфа. В 1928 - 1930 занимался живописью в художественном училище «Паллас» в Тарту у А. Ваббе и Н. Трийка. Принимал участие в тартуских выставках Клуба изобразительного искусства (1929, 1930), Управления целевого фонда изобразительного искусства (1929) и общества «Паллас» (1930). В 1931 работы демонстрировались на Русской выставке в Таллине.

В 1931 уехал в Париж. Вошел в группу бывших учеников Русской академии гр. Сухотиной-Толстой, которые после ее закрытия продолжали учебу у Н.Д. Миллиоти и К.А. Сомова. Познакомился с Л.А. Успенским, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Писал сельские пейзажи и бедные парижские пригороды; исполнил иллюстрации к повести «Нос» Н.В. Гоголя (не изданы); помогал Н.С. Гончаровой в работе над декоративными панно. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 участвовал в руководимых Сомовым летних рисовальных занятиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды этого периода хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). В 1932 вместе с Успенским начал изучать технику иконописи у старосты иконописной мастерской при обществе «Икона» П.А. Федорова и у Ю.Н. Рейтлингер. С 1933 был членом православного братства Св. Фотия в Париже, возглавлявшегося В.Н. Лосским. В 1934 вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев и исследователей в этой области. В 1933 – 1935 вместе с Успенским расписал иконостас для храма Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже.

В 1930-е время от времени бывал в Эстонии, участвовал в местных выставках (1933, Вильянди; 1935 и 1938, Таллинн). Участник ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).

По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при церкви Св. Троицы. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц. В 1945 - 1946 приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 принял монашество под именем Григорий, в честь преп. Григория, Киево-Печорского иконописца. В 1950 начал расписывать трехпридельный храм в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени (Mesnil Saint-Denis), близ Версаля, в котором пребывал до кончины. Похоронен в Свято-Духовском скиту у алтаря расписанного им храма.

Известно более 450 его произведений – икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий. Среди наиболее крупных работ иконостасы церкви Св. Троицы в Ванве (1950-е), церкви Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1950-е); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959 - 1961; совм. с Успенским); иконостасы церкви прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран в Русском старческом доме (1960-е; в наст. время перенесен в собор Знаменского монастыря, Марсена); иконостас и росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в женском монастыре в Муазне (Moisenay, 1964 – 1966).

Заметки художника об иконописи были посмертно опубликованы на русском и французском языках.

Источники

  • Васютинская-Маркадэ В. Светлой памяти отца Григория Круга // Возрождение. 1969. № 216
  • Мысли об иконе. Париж: YMCA-Press, 1978. (Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием – С. 151 - 167). (Переиздания: М., 1997; СПб., 2002)
  • Николаев В. Инок-иконописец о. Григорий Круг // Русская мысль. 1979. 26 апр. (№ 3253). С. 7
  • Русская мысль. 1969. 10 июля (№ 2746); 1981. 19 марта (№ 3352). С. 13
  • Moine Grégoire [G. I. Krug]. Carnets d’un peintre d’icônes. Lausanne: L’Age d’Homme, 1983
  • Васютинская-Маркадэ В. Записки монаха-иконописца Григория Круга // Русская мысль. 1984. 5 янв. (№ 3498). С. 9 (с портр.)
  • Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990
  • Сергеенко А. Его называли вторым Рублевым: Об иноке Григории (Круге) // Наука и религия. 1995. № 6. С. 42 – 43
  • Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; библиогр.]
  • Higoumene Barsanuphe (ed.), Le Pere Gregoire, Moine iconographe du Skit du Saint-Esprit (1908-1969). Editions du Monastere de Korssoun, 1999. (на франц., рус. и англ. яз.)
  • Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232 - 250, 251
  • Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. 2006. С. 42 – 43
  • Косик В. И. Русское церковное зарубежье: ХХ век в биографиях духовенства от Америки доя Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 113 - 115.