Александрович Александр Дормидонтович

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Александрович Александр Дормидонтович
Александрович А.Д.
А.Д. Александрович
Группа. Нарва, 1930-е. А.Д. Александрович стоит четвертый справа

Александр Доримедонтович (Дмитриевич) Александрович (сценический псевдоним; настоящая фамилия Покровский) (29.09.1979, Н. Новгород - 19.02.1959, США)

Из семьи протоиерея. Окончил физико-математический (или биологический) факультет Петербургского университета. Пел в студенческих хорах. Пению обучался у И.С. Томарса, под руководством которого подготовил партии Фауста (одноименная опера Ш. Гуно), Ленского ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Князя ("Русалка" А. Даргомыжского). Сценическому искусству обучался под руководством драматического актера А. Петровского. В 1909 дебютировал в партии Синодала ("Демон" А. Рубинштейна) на сцене петербургского Мариинского театра, где в качестве солиста выступал десять лет. Будучи солистом театра, продолжал занятия с А. Петровским и одновременно брал уроки пластики у балерины О. Преображенской. В 1910-х гг. занимался на курсах в институте Жак-Далькроза (под Дрезденом). В 1912 - 13 принимал участие в драматических спектаклях "Нашего театра" под руководством И. Питоева. По приглашению С. Дягилева выступил в партии Юродивого (в ансамбле с Ф.И. Шаляпиным) в "Русских сезонах" в Париже (22.05.1913) и Лондоне (24.06.1913). Позднее гастролировал по Южной Америке. В 1916 выступил в партиях Ленского ("Евгений Онегин" П. Чайковского) и Царя Берендея ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова) на сцене московского Большого театра.

1-й исполнитель партий: в Мариинском театре - Гондольера ("Анджело" Ц. Кюи, 2-я ред., 1910), Рулевого ("Летучий голландец" Р. Вагнера, 1911), Фогельзанга ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера, 1914); в Лондоне - Юродивого ("Борис Годунов" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, 24.6.1913, театр "Друри-Лейн"). Другие партии: Матвей ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Баян ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), Ахиор и Вагоа ("Юдифь" А. Серова), Фра Паоло ("Анджело" Ц. Кюи), Гондольер ("Анджело" Ц. Кюи), Левко ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова); Тибальд ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Хаджи ("Лакме" Л. Делиба), Вальтер фон дер Фогельвейде ("Тангейзер" Р. Вагнера), Фро ("Золото Рейна" Р. Вагнера).

Партнёры: Н.В. Андреев, А.К. Антонович, Г. Бальска, Н.А. Большаков, А.Ю. Больска, Г.А. Боссе, М.С. Давыдова, М. Житовский, Е.И. Збруева, М.Н. Каракаш, Е. Катульская, А. Оксанский, Е.Ф. Петренко, Г. Поземковский, Е. Садовень, Л. Сибиряков, М.А. Славина, Д.А. Смирнов, Ф.И. Шаляпин (певец подарил А. свой портрет с надписью: "Саше — моему лучшему партнеру"). Пел под управлением А. Бернарди, А. Коутса, Э.А. Купера, Н.А. Малько, Д.И. Похитонова, М.О. Штеймана.

Известный камерный певец. С 1910 часто выступал в концертах под управлением Э.Ф. Направника, А. Зилоти, А. Коутса, С. Кусевицкого. Репертуар составляли сольные партии в "Траурной оде", "Магнификате" и некоторых кантатах И.С. Баха, "Реквиеме" В.А. Моцарта, симфонии "Фауст", Мессе/Missa solemnis и 82-м псалме Ф. Листа, в "Колоколах" С.В. Рахманинова (1-й исполнитель, 30.11.1913, под управлением автора, Петербург), в кантате № 60 и Мессе h-moll (1914, на Баховских торжествах в Петербурге и Москве, под управлением Г. Рюделя). В концертах выступал в ансамбле с А. Добровольской, Л. Кобеляцкой, Г. А. Боссе, Н. Сперанским. С 1915 давал сольные концерты в ансамбле с А. Зилоти. Камерный репертуар включал также произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Балакирева, С. Танеева, А. Гречанинова (1-й исполнитель его духовных произведений, 4.04.1913), Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, М. Равеля и русские народные песни. Устраивал камерные концерты, посвященные русской песне и старинному романсу (доглинковского периода). В 1909 - 14 пел в петербуржском вокальном квартете (Е.И. Збруева, М.В. Коваленко, И.Ф. Филиппов, позднее Г.А. Боссе). В 1914 квартет выступал в лазаретах для раненых солдат. В 1916 - 19 совместно с певцом П.Я. Курзнером и пианистом Проскуриным организовал циклы из семи открытых концертов для учащихся школ и рабочей аудитории (певцы исполняли дуэты А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, А. Даргомыжского и других русских композиторов; эти концерты проходили с большим успехом). Вместе с З. Лодий, З. Артемьевой-Леонтьевской, О. Бутомо-Названовой вошел в состав Первого петербуржского камерного кружка (руководитель В. Каратыгин), в концертах которого пел в дуэтах, трио и квартетах для детей в Павловском вокзале. Концертировал в Пскове, Нарве, Н. Новгороде, Витебске, Ревеле, Вильно (ныне Вильнюс), Вологде (1915), по городам Сибири, на Украине и в Крыму (здесь выступал совместно с М. Михайловой).

В 1919 эмигрировал за границу. Выступал с концертами в городах Германии, в Париже (здесь с 1922 проводил циклы концертов по истории русской музыки), в Барселоне (пел под управлением С. Кусевицкого). В 1930-х пел в парижской Русской опере (Театр Елисейских полей / Théâtre des Champs-Élysées, антрепренер А.А. Церетели).

Проживал в Эстонии. Член комитета и редакционной комиссии сборника 1-го Всегосударственного слета русских хоров в Нарве (1937).

Уехал из эстонии. Умер в США, тело было перевезено во Францию, где было погребено на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Семья: брат Константин Доримедонтович Покровский.

Дискография

Записывался на грампластинки (свыше 30 произведений) в Петербурге ("Граммофон", 1912, 1913), "Музтрест" (1912) и Париже ("His master’s voise", 1927); некоторые архивные записи - в ЦГАЗ СССР (с 1992 РГАФД, в т.ч. Квартет "Время к девишнику" из оперы "Жизнь за царя", 1 д. — М.И. Глинка, среди других исполнителей — Е.К. Катульская, А.В. Сахновская, Л.М. Сибиряков; запись 1913; Ф. 36, оп.1, № 568), ГЦММК, ГЦТМ.

Музыкальные сочинения

  • Жизнь-отрада ("Жизнь для нас..."). Шансонетка. Слова и музыка А. Александровича. — СПб., [б.г.]
  • Мне шестнадцать лет ("Что ж такого..."). Шансонетка. — СПб., [б.г.]
  • Моя жизнь ("Шансонеткой называясь"). — СПб., [б.г]
  • Chants de Russie, choisis et revus par A. Alexandrovitch... Pour 1 ou 2 voix d’enfants (choeur ad libitum) avec accompagnement de piano. — Paris, 1930

Литературные сочинения

  • Записки певца. Нью-Йорк: издательство имени А. Чехова, 1955
  • Автор книги по зоологии

Источники

  • Архивные материалы Александровича ЦГИА, ф. 497, оп. 13, ед. хр. 836
  • Концерт г-жи Петренко и Александрович // Биржевые ведомости. 1916. 29 окт.
  • Коломийцев В. Статьи и письма. Л., 1971. С. 136
  • Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. М., 1964
  • Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. 1917 - 1922. Л., 1984. С. 200