Пономарев А.Ю. Архитектор Александр Владовский

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
В мастерской профессора Л.Н. Бенуа в Академии художеств. Слева направо стоят: Н. Лансере, А. Таманян, Л. Шретер, Н. Васильев, К. Бобровский; сидят: А. Владовский, С. Чернышёв, В. Щуко, З. Левинский. Ок. 1903
Концертный зал в столице на 2500 мест. Дипломный проект А.И. Владовского, 1903
Раздевальня (купальня) в имении Ф.М. фон Крузе. Рисунок А.И. Владовского, 1902
Раздевальня (купальня) в имении Ф.М. фон Крузе. Фото 1910-х
Баня в имении Ф.М. фон Крузе. Фото 1910-х
Особняк Н.В. Безобразовой в Санкт-Петербурге. Фото А.Ю. Пономарева, 2015
Фрагмент декора особняка Н.В. Безобразовой в Санкт-Петербурге. Фото А.Ю. Пономарева, 2015
Проект перестройки Николаевского вокзала в СПб, 1907
Проект гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге, 1909
Проект дома Товарищества по устройству жилищ Санкт-Петербургского коммерческого училища, 1907
Дом Товарищества по устройству жилищ Петербургского коммерческого училища. Фото А.Ю. Пономарева, 2015
Проект дубовой лестницы в имении Моква Курской губернии, 1909
Доходный дом Князь-Владимирского собора. СПб., Церковная улица 11. Фото А.Ю. Пономарева, 2015
Доходный дом Князь-Владимирского собора. СПб., Церковная улица 11, фрагмент. Фото А.Ю. Пономарева, 2015
Доходный дом А.Т. Муста. Фото А.Ю. Пономарева, 2015
Больница для рабочих в Кренгольме, 1910-е
Пономарев А.Ю. Архитектор Александр Владовский

Среди архитекторов XX века находится большое количество имён малоизвестных, а подчас и вообще забытых. К сожалению, среди них и Александр Игнатьевич Владовский — фигура, возможно, не первой величины, но вполне достойная отдельной монографии. Более ста реализованных и нереализованных проектов, его обширное эпистолярное наследие позволяют говорить о нём не только как о состоявшемся архитекторе, но и мастере, который внёс значительный вклад в развитие культуры XX века. Среди архитекторов первой половины XX века Владовский выделяется продолжительностью своей творческой жизни. Постройки по его проектам возводились в царской России, первой Эстонской Республике, Эстонской ССР. После событий 1917 года он не только не отошёл от архитектурной практики, но как представитель петербургской художественной школы принял активное участие в застройке Таллинна — столицы независимой Эстонской Республики. Выдержав мощный напор критиков, он продолжал много и продуктивно работать. Стороной мимо него прошли репрессии, несмотря на его происхождение и выполнение заказов, порученных ему лично президентом Эстонии Константином Пятсом, среди которых перестройка Екатерининского дворца в Кадриорге и участие в застройке одного из парадных проспектов Таллинна — Пярнуского шоссе. Оставаясь по природе очень русским человеком, принадлежавшим к традиции петербургской академической архитектурной школы, он вместе с другими крупными зодчими формировал традиции эстонской национальной школы. Порой может показаться, что А.И. Владовский был «баловнем судьбы», но это лишь видимость.

Зодчий работал практически во всех стилевых направлениях современной ему архитектуры, но среди его построек нет таких, что искусствоведы посчитали бы шедеврами. Это в определённой степени и отодвинуло личность Владовского на второй план. Искусствоведам он был неинтересен. Несмотря на значительное количество статей в периодических изданиях и попытки создать образ зодчего прошлого в романе «Вавилон», не воспринимался А.И. Владовский и как публицист. Время и обстоятельства словно играли против него, обрекая на забвение несомненно яркую и самобытную личность, в одинаковой степени принадлежащую русской и эстонской культурам. Именно это и не могли простить: эстонцы — что он был слишком русским, а русские (и советские) критики — что он всегда оставался собой и подчас нелицеприятные слова звучали из его уст и в адрес недостойных наследников русской культуры, среди которых видел он и авторов революционных преобразований в Советской России. Его острый язык задевал, и задевал очень больно. По публикациям А.И. Владовского можно смело составлять хронику культурной жизни Таллинна. Он мало кого хвалил. Мог высказать едкое замечание, сравнить архитектурное новшество с корчмой, тюрьмой и будуаром, или, говоря о новом здании Рийгикогу, написать, что его фасад «среди вышгородской симфонии бьёт так же, как большой турецкий барабан, выбивающий джац-банд»[1]. Немногие могли удостоиться похвалы мастера: он неподдельно восхищался работами художника Н.П. Богданова-Бельского, высоко ценил творчество молодого эстонского архитектора Алара Котли.

Из работ о творчестве Владовского стоит отметить статьи эстонских искусствоведов Лео Генса и Марта Калма, которыми практически и исчерпывается список исследований[2]. Несколько статей было посвящено отдельным постройкам по проектам А.И. Владовского[3]. Вместе с тем отметим, что его имя появлялось на страницах энциклопедических изданий, начиная с «Эстонской советской энциклопедии» (Eesti nõukogude entsüklopeedia), увидевшей свет в конце 1960-х годов.

Начало творческого пути Александра Владовского связано с Санкт-Петербургом. Он родился 27 февраля 1876 года. В выписке из метрической книги Петропавловской церкви при Санкт-Петербургском Коммерческом училище читаем: «Родители его: служащий в Санкт-Петербургском Коммерческом училище преподавателем химии коллежский секретарь Игнатий Игнатьевич Владовский, римско-католического вероисповедания, и законная его жена Елизавета Ивановна, православного вероисповедания, оба первым браком»[4]. Информация о его родителях крайне скудна. «Предки А.И. Владовского — старинного польского рода дворяне, участники ряда польских восстаний и конфедераций»[5]. Его отец, Игнатий Игнатьевич Владовский (ок. 1838 — 1913), родившийся в России, — известный химик, инженер-технолог, член Русского Химического общества. В 1870 году И.И. Владовский окончил Санкт-Петербургский Технологический институт, с 1871 года состоял винокуром при институте. В 1873 году построил смолокуренный завод с дисцилляционным отделением, принадлежащий товариществу «Лесопромышленник» в имении Остров (близ станции Крупки, Московско-Брестской железной дороги)[6]. С 1874 года работал преподавателем технологии строительных материалов и технической химии в Санкт-Петербургском Коммерческом училище и Императорской Академии художеств. Как преподаватель Коммерческого училища И.И. Владовский числился служащим по Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1880 году за диссертацию «О писчебумажной массе, приготовляемой химическим способом» удостоен звания инженера-технолога[7]. В 1885 году составил руководство по технологии строительных материалов, изданное Императорской Академией художеств[8]. К 1893 году И.И. Владовский дослужился до чина статского советника, что зафиксировано в адресных книгах Санкт-Петербурга. Известно ещё несколько печатных трудов И.И. Владовского — «Конспект по минеральной химии» (СПб, 1893), «Лекции [по] геологии и минералогии, читанные И. Владовским» (СПб, без года)[9]. О Елизавете Ивановне Владовской (в дев. — Анкудиновой), матери архитектора, биографических сведений обнаружить не удалось. В адресных книгах Санкт-Петербурга Е.И. Владовская упоминается последний раз в 1909 году. С 1910 года женой статского советника И.И. Владовского значится Лариса Евграфовна Владовская, последний раз упоминающаяся в адресной книге за 1914 год как «вдова статского советника».

Адресные книги донесли до нас и петербургский адрес А.И. Владовского — доходный дом у «Пяти углов» (Загородный проспект, 13). До нашего времени дом, где родился и провёл детские годы Владовский, не сохранился. На его месте в начале XX века был построен новый доходный дом Коммерческого училища, где, судя по адресным книгам Санкт-Петербурга, Владовские также занимали отдельную квартиру.

В 1894 году Александр Владовский окончил Коммерческое училище, в 1896-м он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств сначала как вольнослушатель, а с 1897 года — как полноправный ученик. С начала обучения Владовский обратил на себя внимание архитектора Л.Н. Бенуа своими способностями к живописи. В письме, адресованном вице-президенту Императорской Академии художеств графу И.И. Толстому, Л.Н. Бенуа писал: «К крайнему моему сожалению, должен пропустить приёмный рисовальный экзамен. Моя просьба к Совету Высшего художественного училища заключается в том, чтобы как можно строже принимались бы в ученики молодые люди, попавшие на экзамен в Академию. … Из моих учеников-вольнослушателей я прошу обратить внимание на следующих: … Владовский, очень недурно рисует, имеет способности, желательно его принять. … О сих пятерых я ходатайствую перед Советом о их принятии в число учеников. Леонтий Бенуа. 25.09.1897 г.»[10]. После окончания классов, в 1901 году, он поступил в мастерскую архитектора Л.Н. Бенуа. Уже первые учебные работы Владовского показывают, что он не просто хорошо рисовал, но и владел композицией, знал систему архитектурного ордера и умело использовал её в своих ученических проектах. Дипломный проект А.И. Владовского 1903 года — «Концертный зал в столице на 2500 мест», по мнению критиков, был менее интересен, чем его студенческие работы. По окончании Высшего художественного училища Императорской Академии художеств со званием «архитектора-художника» Владовский получил право на пансионерство, которое было наградой лучшим выпускникам.

Разрешение на право осуществления строительных работ было получено А.И. Владовским ещё в годы обучения, в 1901 году. С этого времени и следует отсчитывать его профессиональную деятельность. Вот здесь мы и вступаем в наименее изученный но, несомненно, очень важный период жизни и творчества мастера. В статьях, посвящённых жизни и творчеству Владовского, его первой крупной постройкой считается особняк Н.В. Безобразовой в Санкт-Петербурге на Моховой улице. К этому зданию мы ещё вернемся, а пока следует посмотреть на более ранние работы.

Первой постройкой, вернее — первым комплексом построек — Александра Владовского следует считать деревянные раздевальню (купальню) и баню в имении присяжного поверенного Ф.М. фон Крузе «Песчанка» на берегу реки Оредеж в 1902 году. Об авторстве Владовского позволяет говорить его рисунок, опубликованный в 1923 году в таллиннской газете «Последние известия»[11] и несколько фотографий имения «Песчанка», сделанных в 1902 году. В одном из дореволюционных путеводителей об имении «Песчанка» — правда, без указания имени архитектора, — сообщалось: «На крутом песчаном берегу Оредежи среди леса находится усадьба владельца с господским домом, представляющая из себя в архитектурном отношении большую художественную ценность. Особенно замечательны фасады, дом в древнерусском, вполне выдержанном стиле, с прекрасными архитектурными линиями, затейливыми башнями и переходами. В таком же выдержанном стиле возведены и остальные хозяйственные постройки. Чтобы составить себе понятие о степени роскоши упомянутой усадьбы фон Крузе, достаточно сказать, что оборудование усадьбы обошлось ему в 300.000 руб., одна купальня на берегу Оредежа стоит 11.000 руб.»[12].

Раздевальня (купальня) и баня были спроектированы Владовским в норвежском стиле. Особый облик норвежских поселений отличается неповторимостью и своими яркими красками. Наличие высококачественной древесины много столетий назад обусловило появление национальных традиций строительства. Сложная ломаная крыша, отсутствие обшивки с демонстраций основных особенностей конструкции, прочтение особенностей композиции интерьера, исходя из особенностей фасада, — всё это хорошо прослеживается в хозяйственных постройках «Песчанки». Высокие крыши с причудливыми украшениями коньков с сильно вынесенными декоративными резными элементами позволяют говорить, что вдохновение для их создания архитектор черпал в древних норвежских ставкирках (каркасных церквях). О его путешествиях по России и за рубеж до 1904 года нам не известно, но в качестве образцов он мог пользоваться изданиями по деревянному зодчеству, которые начали появляться на рубеже веков[13]. Традиционные приёмы деревянного зодчества облекаются Владовским в формы модерна. Так явно модерново выглядит огромное круглое окно с изогнутыми декоративными деревянными вставками и несколько рядов небольших окон в верхней части под скатами кровли. Не менее интересна и баня, где деревянный резной декор практически полностью заполняет пространство между скатами кровли, а декор коньков, вытянутый на значительное расстояние, сходен со стилизованными головами драконов. Комплекс построек имения «Песчанка», не сохранившийся до нашего времени, позволяет говорить о Владовском как о самобытном художнике, который творчески перерабатывает наследие древности. Серьёзность в обращении его к наследию древнерусского и норвежского деревянного зодчества показывает и его академический курсовой проект 1902 года — деревянный жилой дом в норвежском стиле[14].

Первой работой, осуществлённой архитектором в Санкт-Петербурге, исследователи традиционно считают особняк Н.В. Безобразовой (Моховая ул., 34). С этой постройкой до сих пор связано большое количество вопросов. Авторство (или соавторство) А.И. Владовского никем не отрицается. Но попробуем выстроить хронологию событий, связанных с постройкой особняка. Авторы путеводителя «Моховая улица» А. Дубин и Л. Бройтман сообщают: «В 1902 году было начато строительство нового дома вместо существовавшего. Проект с очень красивым фасадом составил архитектор А.И. Владовский. При строительстве дома произошёл обвал бетонных сводов, несколько рабочих получили увечья. Комиссия по расследованию обвинила в случившемся архитектора и отстранила его от работ, недостроенные части здания снесли. Заканчивали строительство дома (по проекту Владовского) академик архитектуры Ю.Ю. Бенуа и гражданский инженер К.И. Стрегулин»[15]. К сожалению, авторы не приводят ссылок на источники. Подобную информацию повторяют, практически слово в слово, и некоторые другие издания по истории Моховой улицы. Данная информация противоречит опубликованной в журнале «Зодчий» за 1902 год «Ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в Санкт-Петербургскую Городскую Управу с 8 по 15 июля 1902 года», где под номером 919 значится каменная трёхэтажная постройка по адресу Моховая улица, дом 34, владелец — Безобразова, архитектор Бенуа[16]. Это сообщение подтверждает, что Ю.Ю. Бенуа изначально имел отношение к проекту особняка Н.В. Безобразовой. В 1905 году в том же журнале «Зодчий» был опубликован проект «Дом Н.В. Безобразовой по Моховой улице в Санкт-Петербурге. Проектировал академик Ю.Ю. Бенуа»[17]. Над аркой входа во двор явно читается дата «1902», которая указывает на время создания проекта. А как же Владовский? В проектировании особняка Н.В. Безобразовой он мог выступать как помощник архитектора. Правда, по-прежнему остаётся загадкой: откуда могла появиться информация об обрушении дома в процессе строительства. Быть может, в будущем удастся найти ответ на этот вопрос. А пока же хочется пожелать исследователям, чтобы важные сообщения они обязательно снабжали ссылками на источники. Но на этом вопросы об авторстве особняка не заканчиваются. Ещё одна метаморфоза по поводу авторства произошла в 1913 году, когда фотография особняка была опубликована с подписью: «Дом № 34 по Моховой улице. Санкт-Петербург. Проектировал А.И. Владовский, архитектор-художник»[18]. И снова непонятно: почему из авторов проекта теперь загадочно исчез Ю.Ю. Бенуа, а остался только А.И. Владовский? Вряд ли это можно объяснить какой-либо технической ошибкой, так как в редколлегию «Ежегодника Общества архитекторов художников» входил Л.Н. Бенуа, который просто не мог не знать построек своего двоюродного брата. К сожалению, продолжить исследование на данном этапе мешает отсутствие в архивах Санкт-Петербурга подписанных чертежей особняка на Моховой улице, которые могли бы поставить точку в споре (по крайней мере, автору обнаружить их пока не удалось, как и материалов расследования обрушения особняка при строительстве).

Наиболее справедливо считать особняк Н.В. Безобразовой совместным проектом Ю.Ю. Бенуа, А.И. Владовского и присоединившегося к ним в 1904 году гражданского инженера К.И. Стрегулина[19]. Выбор в качестве основного архитектора Ю.Ю. Бенуа не случаен: в 1903 — 1905 годах он был представителем Н.В. Безобразовой при проведении конкурса на постройку её доходного дома на Сенной площади и по результатам конкурса стал его архитектором.

Сложно сказать, что в проекте особняка Н.В. Безобразовой принадлежит Ю.Ю. Бенуа, а что — А.И. Владовскому. Проект был выполнен в псевдоготическом стиле с элементами ренессанса. В определении стиля среди искусствоведов нет единства: большинство исследователей относят особняк к эклектике; вместе с тем текучесть форм и особенности стилистического решения позволяют с осторожностью отнести его и к раннему модерну. В отделке особняка Н.В. Безобразовой использованы светло-серый радомский песчаник и красный кирпич. Из песчаника выполнены облицовка стен первого этажа, эркер, резной карниз, наличники окон. На эркере изображён фамильный герб Безобразовых, над одним из окон вырезан вензель «НБ». В нижней части эркер поддерживают четыре грифона с сильно вытянутыми шеями. Венчается же эркер каменным цветком, словно устремлённым ввысь. Фасадная резьба не кажется мелкой и не теряется на фоне масштаба постройки. Обилие резного камня, орнаменты сложного рисунка придают дому необычную и очень выразительную пластику. Значительная часть резьбы сосредоточена у входа. Среди резных фигур — люди, черти, звери, птицы, растения, мифологические существа. Особняк содержит фасадную датировку «1902», выполненную над аркой ворот, ведущих во внутренний двор. Традиция «подписывать» постройки станет одним из приметных элементов в дальнейшем творчестве Владовского — на некоторых домах будет помещаться датировка и даже подпись зодчего.

Трехэтажное здание особняка Н.В. Безобразовой очень тактично вписано в застройку Моховой улицы, но не теряется в ней, создавая за счёт эркера и аттика определённую вертикальную доминанту.

Ещё одним совместным проектом Ю.Ю. Бенуа и А.И. Владовского считается дача и лесная ферма Ю.Ю. Бенуа в Лесном. В 1890-х годах эта территория между Мичуринским ручьём и Санкт-Петербургом была взята Ю.Ю. Бенуа в аренду на 50 лет. Здесь он построил свою ферму, которую составляли многочисленные хозяйственные постройки и дача. Проект дачи был разработан самим Бенуа, фасады здания украшены резьбой, выполненной по проекту Владовского[20]. В краеведческой литературе постройка датируется 1900-ми годами. Петербургские краеведы, как правило, не указывают А.И. Владовского среди соавторов постройки. Так, в работах краеведа С.Е. Глезерова, подробно рассматривающего историю Лесного, автором дачи назван только Ю.Ю. Бенуа[21]. В 1993 году Малым советом Санкт-Петербургского горсовета дача Ю.Ю. Бенуа была поставлена на государственную охрану как памятник регионального значения, однако это не спасло её от беды. В 2000 году деревянная дача Ю.Ю. Бенуа сгорела. По сохранившимся фотографиям невозможно судить об украшавшей дачу фасадной резьбе. Чертежей декоративных элементов, выполненных Владовским, обнаружить пока не удалось.

В годы пансионерства (1904 — 1906) Владовский совершает несколько путешествий по России и Западной Европе, выполняет зарисовки древних церквей и памятников архитектуры, которые публикуются журналом «Зодчий», «Ежегодником общества архитекторов-художников». Пансионерские работы Владовского интересны не только как живописные произведения, но и как материал, который лёг в основу творчества мастера. Интересны выполненные им в этот период конкурсные проекты здания Государственной думы на Марсовом поле в Санкт-Петербурге (1906, проект под девизом «Поросёнок в круге», IV премия), намогильного памятника профессору А.Р. Шуляченко на Волковском кладбище (1906, проект под девизом «Васюта», III премия), перестройки Николаевского железнодорожного вокзала в Санкт-Петербурге (1907, проект под девизом «Сфинкс», III премия). Все конкурсные проекты вписываются в традиции академической школы и выполнены в стиле неоклассицизма. Несмотря на отсутствие видимых результатов и реализованных построек, участие в конкурсах было важной страницей в творческой биографии Владовского. Уже на уровне конкурсных проектов, его работы были наделены своеобразным творческим почерком: он не просто возвращался в эпоху классицизма и ампира, показывая себя мастером неоклассицизма. В проекте здания вокзала интерес вызывает сочетание арочного и ордерного мотивов — сопоставление колоннад с арками. Приём не новый, но в значительной степени творчески переработанный. Проекты Владовского не оторваны от исторической застройки. И выпускной проект — своеобразная реплика россиевской Александринки: не копия, а именно своеобразно преподнесённая реплика. «Петербург Владовского» сформировался, к сожалению, лишь в проектных работах и не дошёл до зримого воплощения. Наверное, поэтому мало кто из петербургских исследователей обращался к творческому наследию архитектора[22].

В отличие от конкурсных проектов, где архитектором предлагаются монументальные сооружения, выполненные в традициях академической школы, более интересны проекты и зарисовки Владовского этого времени, выполненные в национально-романтическом стиле, где тесно переплелись мотивы русского деревянного зодчества и каменной архитектуры. Возможно, навеяны они были поездками по России. Проект дома доктора Кобзаренко в Нижегородской губернии датируется 1906 годом. Сложная композиция напоминает богатые деревянные жилые постройки XVII века с отсылкой к крепостной архитектуре. Проект деревянного дома, выполненный А.И. Владовским, скорее можно отнести к жанру архитектурных фантазий на тему, несмотря на оригинальность композиции и присущее автору умение спаивать воедино детали разных архитектурных стилей.

Ещё более фантастично выглядит эскиз усадьбы Безобразовой близ Киева, выполненный в 1910 году в неорусском стиле. Здесь мастер сочетает каменную архитектуру и деревянное зодчество, что было характерным при возведении жилых построек, когда нижняя часть здания складывалась из камня, а верхние этажи — из дерева. Но и здесь решение Владовского очень оригинально. Сложно сказать, что преобладает в эскизе — решение жилой постройки или оформление парадного входа в монастырь в стиле архитектуры XVII века.

В 1909 году Владовским был выполнен проект гостиницы «Астория». Однако ожидаемого конкурса на постройку гостиницы объявлено не было. Заказ на разработку проекта получил от лондонского акционерного общества «Палас-Отель» архитектор Ф.И. Лидваль. Проект Владовского был опубликован в журнале «Зодчий»[23], но в жизнь он так и не был воплощён.

Как и проекты, петербургские постройки А.И. Владовского разные. В первую очередь это связано с функциональным назначением здания и общим силуэтом застройки улицы. Дом Товарищества по устройству жилищ Санкт-Петербургского Коммерческого училища по Малому проспекту, 32, Петроградской стороны, был построен по проекту Владовского в 1907/08 годах. В «Ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в Санкт-Петербургскую городскую управу с 9 по 16 апреля 1907 года» под номером 237 значится каменная пятиэтажная постройка по Малому проспекту (дом 32), владелец — Санкт-Петербург. Церковная улица 11. Доходный дом Князь-Владимирского собора. Товарищество по устройству жилищ на паях, архитектор — Владовский[24]. Товарищество на паях для устройства жилищ было учреждено Обществом для пособия воспитанникам Императорского Санкт-Петербургского коммерческого училища и их семействам, выпускником которого был и Александр Владовский. Товарищество было одним из первых жилищных кооперативов Санкт-Петербурга. За разработку проекта А.И. Владовский «запросил только тысячу рублей за все чертежи и дальнейший надзор за постройкой дома»[25]. При застройке участка предполагалось возведение углового дома, который своими парадными фасадами выходил на две улицы. В проект пятиэтажного дома были заложены магазин, 19 квартир по 2 — 4 комнаты, 44 отдельных комнаты. Товарищество выделило 9 комнат для неимущих семей и бывших воспитанников училища (7 комнат бесплатно и 2 — за уменьшенную плату)[26]. Чертёж фасада и поэтажные планы доходного дома были опубликованы в «Памятной книжке воспитанников Императорского Санкт-Петербургского коммерческого училища, окончивших курс в 1850 — 1913 гг.[27], фотография — в журнале «Зодчий»[28]. Эта петербургская постройка архитектора вошла во многие книги по истории модерна в России. Строгость и сдержанность декора северного модерна хорошо сочетается с пластикой текучих линий. В отделке фасада использована гладкая и шероховатая штукатурка.

Балконов на фасаде всего два, но они очень выразительно играют на пластику дома, как бы подчёркивая важные смысловые доминанты. В центре фасада, на уровне третьего этажа, помещено скульптурное изображение стоящей на шаре молодой девушки с распростёртыми крыльями и венками в руках, которую исследователи трактуют как Гений Славы. Гирлянда, объединяющая венки, композиционно подчёркивает меньшие по размеру гирлянды, расположенные под изображением сов на скульптурном фризе. В первоначальном проекте Гений Славы был изображён без шара, с лентой, где на латинском языке было написано «Pax» (мир)[29]. Историк архитектуры Б.М. Кириков отмечал, что барельефное изображение Гения Славы, выполненное по проекту Владовского, вызывает ассоциацию с работами знаменитого французского мастера - бронзовщика стиля ампир Пьера Филиппа Томира[30]. Между окнами второго этажа центральной части фасада выполнена имитация гладкой закладной доски, где, возможно, планировалось указать дату постройки. Под ней — декоративная композиция с изображением головы бога Гермеса в поле лаврового венка.

Всё декоративное убранство фасада подчинено единой смысловой линии. Двойственный и противоречивый символ совы, столь свойственный северному модерну, сопряжён в скульптурном фризе с изображением медузы Горгоны на щите — атрибутом богини Афины (богини военной стратегии и мудрости, знаний, искусств и ремёсел). Гермес — символ торговли, олицетворяющий богатство. Центральное место занимает, конечно, Гений Славы с лавровыми венками (символами славы, победы и мира). Дом Александра Игнатьевича Владовского на Петроградской стороне полюбился петербуржцам — в обиходе его называют не иначе, как «домом с ангелом», а крылатое изображение Гения Славы считают ангелом-хранителем этих мест. Дом полюбился и архитектору. До революции 1917 года в этом доме за Владовским числилась квартира № 1, где он всегда останавливался во время пребывания в Петербурге, когда его постоянным местом жительства значилась уже Нарва. По этому же адресу в адресных книгах Санкт-Петербурга в 1913 — 1917 годах отмечается и его жена Елена Евстигнеевна Владовская (в девичестве Бродинова), о которой мне никакой информации найти не удалось. Её могила находится рядом с могилой А.И. Владовского на таллиннском кладбище Метсакалмисту. На надгробной плите высечены даты: 22.V.1876 — 4.V.1957. Супруги были одногодками, но Елена Евстигнеевна пережила мужа на 7 лет.

В 1908 году Владовским был выполнен проект надстройки мансарды доходного дома Л.А. Нелидовой (Волковой) по Офицерской (совр. Декабристов, 31). Проект обнаружить не удалось, как не установлен и сам факт произведённой перестройки, так как в 1912 году по проекту гражданского инженера И.В. Экскузовича дом был полностью перестроен. В «Ведомости ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую городскую управу с 16 по 21 апреля 1908 года» под № 207 следует описание: «улица Офицерская, 31. Владелец — Волков. Подпись на проекте — Владовский. Род постройки — надстройка мансарды»[31]. Подтверждением тому, что Л.А. Нелидова могла быть заказчицей А.И. Владовского является его работа в усадьбе Моква Курской губернии, принадлежавшей сыну Л.А. Нелидовой — шталмейстеру П.П. Волкову, однако усадебный комплекс значительно пострадал в XX веке, интерьеры не сохранились.

В 1908 году в жизни А.И. Владовского происходит событие, которое во многом определит и его дальнейшее творчество. Молодой, но уже известный в Санкт-Петербурге архитектор-художник назначается архитектором Кренгольмской мануфактуры. В Кренгольме он сменяет П. Алиша, много лет проработавшего здесь, автора проектов Георгиевской фабрики, Воскресенского собора, жилых домов в рабочем посёлке. Впрочем, новое назначение не отрывает Владовского от родного Петербурга — он продолжает проектировать и строить для столичных заказчиков.

Доходный дом по Церковной (совр. Блохина) улице, 11 был возведён по проекту Владовского в 1909 году. Заказчиком выступил Орест Порфирьевич Кмита — инженер-механик флота, тайный советник, староста Князь-Владимирского собора. Среди ходатайств о постройках, поступивших в Санкт-Петербургскую городскую управу с 23 марта по 6 апреля 1909 года под номером 142 значится каменная четырёхэтажная постройка по Церковной улице, 11, владелец — Кмит (так в оригинале), подпись на проекте (архитектор) — Владовский[32]. Неизвестно, на каком этапе произошла переработка проекта, но дом был возведён трёхэтажным.

В доходном доме легко угадывается почерк архитектора. Интересна центральная часть фасада, увенчанная аттиком с люкарной, над которой помещён карниз, опирающийся на пилястры, завершённые лепниной, стилизованной под капители коринфского ордера. Под люкарной в окружении растительного орнамента помещён герб с монограммой «ОК» (Орест Кмита) и датой постройки — «1909». В нижней части герб поддерживается декоративным кронштейном, «перевязанным» гирляндой. Вообще растительный орнамент преобладает в декоративном оформлении фасада: лавровые венки, гирлянды, листья пальмы и аканта.

Богатство декора доходного дома нарастает к верхним этажам, а единство композиционного решения достигается, прежде всего, за счёт уравновешенности объёмов, симметричности построения фасада. Выразительность фасада определяется, в немалой степени, сочетанием разных типов его обработки — декоративный облицовочный кирпич на уровне первого этажа и сочетания гладкой и шероховатой штукатурки на уровне второго-третьего этажей. Используя элементы разных архитектурных стилей, Владовский умело комбинирует их в единое целое.

Доходный дом А.Т. Муста по Малому проспекту, 76, Петроградской стороны, — постройка спорная. Петербургские краеведы определяют разных архитекторов и даты постройки. Среди авторов называют техников В.В. Гейне и Н.М. Аристова, архитектора А.И. Владовского. Постройка датируется интервалом 1907 — 1911 годов. Подписанных чертежей дома в архивах обнаружить не удалось. Первый исследователь творчества А.И. Владовского Л. Генс в его авторстве не сомневался[33]. Подтверждается авторство Владовского и опубликованной в журнале «Зодчий» «Ведомостью ходатайствам о постройках, поступивших в С.-Петербургскую городскую управу с 22 по 29 марта 1910 года»: «Малый проспект и Подрезова, 76 — 17. Владелец — Муста. Подпись на проекте — Владовский. Род постройки — каменная 5-тиэтажная постройка»[34]. Но, пока не обнаружены чертежи постройки с подписями автора, можно лишь предполагать наличие в этом доме авторства А.И. Владовского. Впрочем, как это часто случалось, авторов могло быть и несколько — архитектор и гражданский инженер (или техник).

Ещё одна петербургская постройка Владовского, установленная по косвенным данным, — доходный дом Кондакова по Глазовской (совр. Константина Заслонова) улице, 40. По данным «Ведомости ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую городскую управу с 31 мая по 6 июня 1911» под номером 392 значится: «улица Глазовская, 40. Владелец — Кондаков. Подпись на проекте — Владовский. Род постройки — каменная 6-ти этажная постройка»[35]. Доходный пятиэтажный дом, существующий сейчас, достаточно эклектичен. Первые два этажа украшены рустовкой, главный фасад украшен аттиком, другой декор отсутствует. По архитектурным формам постройка скорее может быть отнесена к концу XIX века. Это частично подтверждается сведениями Проектно-инвентаризационного бюро Центрального района, согласно которым постройка датируется 1873 годом[36]. По данным справочника «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века», доходный дом построен в 1912 году по проекту гражданского инженера В.И. Бахминского[37]. Подписанные чертежи в архивах обнаружить не удалось.

В юбилейной статье, посвящённой творчеству А.И. Владовского, упоминаются и другие постройки этого времени, атрибутировать которые пока не удалось: «В Тамбовской губернии им построен дом князей Енгалычевых, и в Царском Селе перестроен дом-особняк одного из представителей этой же фамилии, командира лейб-гвардии гусарского полка. Молодой талантливый строитель входит в моду, и избранные круги старого высшего петербургского общества поручают ему самые ответственные задания. Им построен в Петербурге ряд стильных особняков»[38].

Кренгольмская больница, спроектированная в 1911-м и построенная к 1913 году, юбилейному году 300-летия царствования Дома Романовых, показывает А.И. Владовского как зрелого архитектора. Двухэтажное здание выполнено в причудливых формах, соединяющих элементы модерна и русского зодчества разных эпох. Навеяно это было посвящением больницы 300-летию царствования Дома Романовых. Больница представляет собой симметричное прямоугольное здание с двумя угловыми крыльями, похожее в плане на букву Ш, поставленное на нежилом подвале. Часть здания имеет третий этаж, где располагались кухни, подсобные помещения для персонала больницы, хранилища. Центральный ризалит по сторонам фланкирован двумя декоративными башнями, выходящими за его плоскость. Главный вход оформлен как полуциркульный портал, прорезанный в верхней части стилизованным изображением герба, с ажурным орнаментом в его поле — «1913» (год завершения постройки). Аналогичное оформление имеют расположенные по бокам от входа и на боковых ризалитах большие окна.

В оформлении фасадов использованы известняк, цементная штукатурка и облицовочный кирпич.

Как отмечал сам Владовский, при проектировании здания были учтены все достижения отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства медицинских учреждений. Больница предназначалась для одновременного размещения 140 больных. Для отопления помещений использовался самый дорогой на тот момент его тип — паро-водяное центральное отопление. Проветривалось здание с помощью различных систем вентиляции (центральная, приточная и вытяжная, побудительная, с подогреванием батареями). Северная стена и часть потолка главной операционной были выполнены из зеркального стекла. Стены и пол операционной были отделаны фарфоровыми плитками. Между этажами больные могли перемещаться на электрическом подъёмнике (лифте), для прогулок были спланированы несколько садов, открытые балконы и веранды. При больнице была оборудована водолечебница с ваннами и душами Шарко, лаборатории, библиотека для врачей, ортопедический кабинет[39]. Стоимость постройки (без внутреннего оборудования) составила очень внушительную сумму — 450.000 рублей. Наблюдение за строительством осуществлял лично А.И. Владовский. Кренгольмской больнице посвятил передовицу ведущий архитектурный журнал «Зодчий». Эта публикация — первое признаниеА.И. Владовского как состоявшегося архитектора.

К сожалению, построенную по передовым технологиям Кренгольмскую больницу, как и саму мануфактуру, постигла горькая участь: в годы первой Эстонской Республики, в связи с потерей значительной части рынка, Кренгольмская мануфактура была закрыта, пустовала и больница. Вновь больница была открыта лишь в 1939 году после капитального ремонта. В годы Второй мировой войны здание больницы было сильно разрушено. Её восстановление, начатое в 1949 году, заняло около 20 лет — она полностью вступила в строй лишь в 1969 году. На здании больницы в 1960-е годы была помещена табличка с именем архитектора, но вскоре она загадочным образом исчезла. В 2004 году, восстанавливая справедливость, по инициативе работников больницы перед главным входом была открыта новая мемориальная доска с портретом архитектора и надписью «Архитектор Владовский Александр Игнатьевич 1876 — 1950». Сейчас это единственная мемориальная доска архитектору в Эстонии. В России до сих пор нет ни одной…

1910-е годы открывают новую страницу в жизни и творчестве Владовского и неразрывно связывают его сначала с Эстляндской губернией, а после революции — с Эстонской Республикой. Это была не просто связь на всю жизнь. Александр Игнатьевич Владовский стал одним из творцов новой эстонской архитектуры, привнося в неё частички великосветской жизни старой России. В Эстонии он был любим и ненавидим, здесь у него было много заказчиков, один из которых — президент Константин Пятс.

Здесь он проявил себя не только как талантливый архитектор, художник, но и как яркий публицист, общественный деятель. Но это уже совсем другая история…

Проекты и постройки А.И. Владовского 1903 - 1918 годов

  • 1898 — Павильон в парке (ученический проект).
  • 1900 — Проект охотничьего дома во французском стиле (ученический проект).
  • 1901 — Эскиз занавеса для Киевского городского театра (конкурсный проект).
  • 1902 — Баня в имении фон Крузе «Песчанка».
  • 1902 — Раздевальня (купальня) в имении фон Крузе «Песчанка».
  • 1902 — Проект загородного ресторана в индийском стиле (ученический проект).
  • 1902 — Проект деревянной дачи в норвежском стиле (ученический проект).
  • 1900-е гг. — Главный дом лесной фермы Ю.Ю. Бенуа близ Санкт-Петербурга (совместно с Ю.Ю. Бенуа).
  • 1902 — 1904 — Особняк Н.В. Безобразовой на Моховой улице в Санкт-Петербурге (совместно с Ю.Ю. Бенуа).
  • 1903 — Проект загородной дачи (ученический проект).
  • 1903 — Проект театра на 2500 мест (дипломный проект).
  • 1903 — Проект деревянного двухэтажного дома (конкурсный проект).
  • 1904 — Проект доходного дома с театральным залом (конкурсный проект).
  • 1906 — Проект Государственной Думы на Марсовом поле (конкурсный проект).
  • 1906 — Проект дома доктора Кобзаренко в Нижегородской губернии.
  • 1906 — Проект надгробного памятника А.Р. Шуляченко (конкурсный проект).
  • 1907 — 1908 — Дом товарищества по устройству жилищ Санкт-Петербургского Коммерческого училища по Малому проспекту Петроградской стороны.
  • 1907 — Проект здания станции Санкт-Петербург (конкурсный проект).
  • 1908 — Перестройка доходного дома Л.А. Нелидовой в Санкт-Петербурге (предполагаемая постройка).
  • 1909 — Доходный дом Князь-Владимирского собора по Церковной улице в Санкт-Петербурге.
  • 1909 — Проект здания восьмиклассной школы в Нарве.
  • 1909 — Проект гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге.
  • 1909 — Оформление интерьера библиотеки в имении П.П. Волкова Моква в Курской губернии.
  • 1910-е гг. — Надгробие на могиле Е.И. Владовской.
  • 1910-е гг. — Перестройка Народного дома в Кренгольме.
  • 1910 — Доходный дом А.Т. Муста по Малому проспекту Петроградской стороны (предполагаемая постройка).
  • 1910 — Проект усадьбы Безобразовой близ Киева.
  • 1910 — Проект церкви в неорусском стиле.
  • 1911 — Доходный дом Кондакова по Глазовской улице в Санкт-Петербурге (предполагаемая постройка).
  • 1911 — 1913 — Больница для рабочих Кренгольмской мануфактуры в Кренгольме.
  • 1912 — Перестройка магазина Новожилова на Ново-Александровском рынке в Санкт-Петербурге (предполагаемая постройка).
  • 1913 — Проект перестройки женской гимназии в Нарве.
  • 1916 — Перестройка дома барона фон Велио (Мужской гимназии) в Нарве.
  • 1916 — Проект дома-особняка со службами для города в центральной полосе России (конкурсный проект).
  • 1917 — Проект санатория в Койтъерве (конкурсный проект).
  • 1918 — Проект колокольни православного храма.

Примечания

  1. Владовский А. «Профиль» Вышгорода // Вести дня. Таллинн, 1928. 15 октября.
  2. Генс Л. Вечно живая традиция. О творческом пути А. Владовского // Таллинн. Таллинн, 1990. № 1. С. 56 — 68; Gens L. Arhitekt-kunstnik Aleksander Vladovski // Linnaehitus ja arhitektuur = Градостроительство и архитектура. ETUI ehitusalased uurimused. Tallinn, 1991. Lk. 109 — 140; Генс Л. Архитектура // Русское национальное меньшинство в Эстонской Республике (1918 — 1940). Тарту — Санкт-Петербург, 2001. С. 401 — 412; Kalm M. Aleksandr Wladovsky — akademismist art déco`sse // Eesti 20. sajandi arhitektuur = Estonian 20th century architecture. Tallinn, 2002. Lk. 220 — 225; Kalm M. Akademismi viimased kantsid. Amandus Adamson ja Aleksandr Wladovsky // Eesti kunsti ajalugu. 5, 1900 — 1940 = History of Estonian art. 5, 1900 — 1940. Tallinn, 2010. Lk. 83 — 94, 645 — 646.
  3. Kalm M. Stalinism kohtab gootikat. Sõjajärgsest arhitektuurist Tallinna vanalinnas // Kunstiteaduslikke uurimusi = Studies on art and architecture. 9. osa. Tallinn, 1998. Lk. 229 — 256; Ю.М. Здания, построенные архитектором А.Владовским в Эстонии // Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710 — 2010). Рига, 2010. С. 549 — 551; Kalm M. Muuseum või Residents? Kadrioru loss Eesti ajal // Kadriorg. Lossi lugu = Kadriorg. Palace`s story. Tallinn, 2010. Lk. 219 — 320; Грушина Л.Е. История создания часовни Корсунской Божией Матери в Изборске // Пятые всероссийские краеведческие чтения (Москва — Владимир, 27 — 28 мая 2011 г.). С. 357 — 362.
  4. РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 36-и, л. 3.
  5. Сарматов В. А.И. Владовский. К его 20-летнему юбилею // Последние известия. Таллинн, 1923. 15 мая.
  6. На территории современной Белоруссии.
  7. «Рассуждение о писчебумажной массе, приготовляемой химическим способом, представленное в Учебный комитет Технологического института в 1880 году для соискания степени инженера-технолога» (СПб, 1880).
  8. «Технология строительных материалов» (СПб, 1885).
  9. Данные об И.И. Владовском получены из следующих изданий: «Пятидесятилетний юбилей Санкт-Петербургского Практического Технологического института. 28-го Ноября 1878 г.» СПб, 1879; «Семидесятипятилетний юбилей Санкт-Петербургского Практического Технологического института ныне Императора Николая I. 28-го Ноября 1903 г.» СПб, 1903 и адресных книг Санкт-Петербурга, Петрограда за 1892 — 1915 годы.
  10. Во главе Императорской Академии художеств… Граф И.И. Толстой и его корреспонденты. 1889 — 1898. М., 2009. С. 543.
  11. Сарматов В. А.И. Владовский. К его 20-летнему юбилею // Последние известия. Таллинн, 1923. 15 мая.
  12. Д-ръ А.А. Лучинскiй и инженеръ Н.В. Никитинъ. Сиверская дачная местность по Варшавской железной дороге. С.-Петербургъ: издание Сиверскаго Добровольнаго Пожарнаго Общества, 1910. С. 38.
  13. В частности, книга В.В. Суслова «Путевые заметки о Севере России и Норвегии», изданная в 1888 году.
  14. Опубликовано в плохом качестве: Gens L. Arhitekt-kunstnik Aleksander Vladovski // Linnaehitus ja arhitektuur = Градостроительство и архитектура. ETUI ehitusalased uurimused. Tallinn, 1991. Lk. 112.
  15. Дубин А., Бройтман Л. Моховая улица. М — СПб, 2004. С. 266 — 267.
  16. Зодчий. СПб, 1902. № 29. С. 334.
  17. Зодчий. СПб, 1905. № 34. Лист 42.
  18. Дом № 34 по Моховой улице. Санкт-Петербург. Проектировал А.И. Владовский, архитектор-художник // Ежегодник общества архитекторов-художников. СПб, 1913. Вып. 8. Стр. 64.
  19. Чертежи дома на участке, принадлежавшем наследникам Чуркиной, Веловзор, Квашнину-Самарину, Зубову, В.А. Стенбок-Фермору по Моховой ул., 34 // ЦГИА СПб, ф. 513, оп. 102, д. 4275, лл. 30 об. —41.
  20. Архитектурные ландшафты России. Чёрная книга. Утраты. Книга 2. М., 2003. С. 446.
  21. Подробнее см.: Глезеров С.Е. Северные окраины Петербурга. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная. М., 2013; Глезеров С.Е. Лесной. Исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья. М., 2011.
  22. В монографии В.Г. Лисовского «Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов», где подробно говорится о многих выпускниках его мастерской, А.И. Владовскому не посвящено ни строчки, разве только в подписи к фотографии: «Ученики мастерских Высшего художественного училища. Н. Лансере, А. Таманян, Л. Шретер, Н. Васильев, К. Бобровский, А. Владовский, С. Чернышёв, В. Щуко, З. Левинский. Фотография около 1903 года» (Лисовский В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. СПб, 2006. С. 333).
  23. Зодчий. СПб, 1913. № 24. Таб. 37.
  24. Зодчий. СПб, 1907. № 16. С. 168.
  25. Сапрыкина Л.Ю. Многое о… Малом проспекте Петроградской стороны // http://institutspb.ru/pdf/hearing/14–05_Saprikina.pdf. Дата обращения: 14.10.2015
  26. Памятная книжка воспитанников Санкт-Петербургского коммерческого училища, окончивших курс в 1850 — 1913 гг. СПб, 1913. Стр. IX.
  27. Памятная книжка воспитанников Санкт-Петербургского коммерческого училища, окончивших курс в 1850 — 1913 гг. СПб, 1913. Стр. XI—XIII.
  28. Зодчий. СПб, 1913. № 24. Таб. 36.
  29. Сапрыкина Л.Ю. Многое о… Малом проспекте Петроградской стороны // http://institutspb.ru/pdf/hearing/14–05_Saprikina.pdf. Дата обращения: 14.10.2015
  30. Петербургский модерн // Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX — начала XX века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб, 2006. Стр. 213.
  31. Зодчий. СПб, 1908. № 17. С. 154.
  32. Зодчий. СПб, 1909. № 15. С. 158.
  33. Генс Л. Вечно живая традиция // Таллинн. Таллинн, 1990. С. 58.
  34. Зодчий. СПб, 1910. № 14. С. 153.
  35. Зодчий. СПб, 1911. № 24. С. 272.
  36. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. http://www.citywalls.ru/house8749.html. Дата обращения: 14.10.2015.
  37. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века. СПб, 1996. С. 36.
  38. Сарматов В. А.И. Владовский. К его 20-летнему юбилею // Последние известия. Таллинн, 1923. 15 мая.
  39. Подробнее см.: Зодчий. СПб, 1913. № 24. С. 267 — 268.