Ревельский русский театр 1918 - 1925 г.

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Ревельский русский театр 1918 - 1925 г. // Гамаюн, 1925, № 1, С. 35

Возникновение Ревельского русского театра в первичном его виде и до наших дней, тесно связано с сценическими деятелями театров гор. Пскова – городского народного дома имени А.С. Пушкина и летнего Сергиевского театра Псковского музыкально-драматического общества. Еще в 1918 г. во время немецкой оккупации это о-во, за невозможностью сдать свой театр в аренду какому-либо частному антрепренеру, решило взять на себя эксплоатацию театра и на летний сезон наняла труппу из актеров и любителей, находящихся в то время во Пскове. Уполномоченным по ведению театрального дела был назначен помощн. председ. этого о-ва А.В. Проников, формирование же труппы было возложено на режиссеров В.Н. Владимирова и А.Н. Кусковского.

Городской же театр был сдан Татьяновскому комитету.

До занятия Пскова "красными" в конце 1918 г. артисты Рахматов и Владимиров выехали в Ревель и сорганизовавшись в товарищество, имея героиней Ст.Р. Арбенину, дали ряд спектаклей в Немецком театре, а в конце 1919 г. эмигрировали в г. Ревель Жукова, Проников, Трахтенберг и Чарский. Немецкий театр к тому времени оказался свободным и был сдан в аренду Проникову, Трахтенбергу и Чарскому.

К концу сезона (апрель 1920 г.) по приглашению антрепризы в труппу вступил А.Н. Кусковский. Летом театр не работал. Зимний сезон 1920/1921 гг. уже перешел на чистую антрепризу, во главе которой встал А.В. Проников и А.В. Чарский. В труппу к ним, помимо Г.Г. Рахматова вступил В.И. Катенев. Артисты Люсина, Кусковский и Трахтенберг уехали на сезон в г. Нарву к антрепризу А.Г. Пальма, но к концу сезона снова вернулись в Немецкий театр. На летний сезон труппа Ревельского русского театра разбилась на два товарищества: одно во главе с Жуковой, Кусковским, Владимировым и Чарским – в Немме, другое – Арбенина, Рахматов, Катенев – в г. Юрьеве.

Начиная с зимнего сезона 1921 г. по 1925 г. антрепренером театра стоял А.В. Проников. С этого момента начинается энергичная работа русского театра в г. Ревеле. Были ошибки, но они исправлялись, были недоразумения – они улаживались. Тяжелая и упорная работа выпала на долю наших актеров: одни учились, другие совершенствовались, третьи помогали слабым и большое культурное дело шло упрямыми шагами вперед.

С гордостью упомянем и родные славные имена: Гзовская (Моск. Малый т.), Грановская (т. Сабурова), Жихарева (Моск. Малый т.), Степан (Моск. Худож. т.), Коваленская (Петр. Александ. т.), Лихачев (т. Незлобина), Лавреньтев (Александ. т.), маститый Н.И. Мерянский, К.Н. Незлобин, Орленев (Петр. Малый т.), Илларион Певцов (Моск. Худ. т.), Полевицкая (т. Синельникова), Рощина-Инсарова (Александр. т.), С.Ф. Сабуров, Юренева (Александр. т.). Разве забыты "Вишневый сад", "Осенние скрипки", "Павел I", "Пани Малишевская", "Саломея", "Чужие", "Дворянское гнездо", "Орленок", "Дядя Ваня", "Электра", "Ревность", "Царевич Алексей" и мн. др.

Желая дать русскому обществу на окраинах республики разумное развлечение, а также ознакомить его с Ревельским русским театром А.В. Проников периодически выезжает в Юрьев, Нарву, Печоры, Верро, Валк.