Черная роза — различия между версиями

Материал из Russian Estonia
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
'''«Черная Роза»''', Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi ”Must Roos”
 
'''«Черная Роза»''', Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi ”Must Roos”
  
Художественно-артистический кружок, Ревель, 1919 - 1921. Объединял русскую творческую интеллигенцию Ревеля, возник в конце 1919. Устав кружка был зарегистрирован в марте 1920 и 25.02.1921 внесен в регистр общественных организаций МВД Эстонской Республики под № 68 под названием Клуб писателей и артистов «Черная Роза» – Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi «Must Roos», хотя к этому времени кружок уже распался. Правление кружка располагалась по адресу Рыцарская (Rüütli) 6, кв. 2. Инициаторами создания кружка были художники [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], А.П. Калашникова, [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] и [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]], а также театральный критик и журналист Г.И. Тарасов. Они вошли в правление кружка и составляли его наиболее активное ядро. 28.02.1920 А.П. Калашникова и Г.И. Тарасов представляли кружок на открытии в Юрьеве (Тарту) школы эстонских художников «Pallas». Считая неотложной задачей объединение всех русских людей искусства в Эстонии, кружок взял на себя инициативу созыва совещания в марте 1920, посвященного выбору делегатов на [[1-й  Русский  всеэстонский съезд|Русский съезд]] Эстонии и выработке положения о Русском Комитете. Кружок устраивал тематические художественные вечера в [[Русский театр в Таллинне|Русском театре]] (например, «Восток в опере»), артистические карнавалы (один из них был подготовлен совместно с эстонской группой «Pallas» в зале театра «Эстония») и «понедельники» (музыкально-танцевальные кабаре на манер петербургских и московских) в клубе Лоотус на ул. Гонсиори, 4. [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]], А.П. Калашникова и [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] писали декорации, изготовляли бутафорию, делали эскизы костюмов и оформляли залы, Г.И. Тарасов был ответственным распорядителем. Г.И. Тарасов, заняв место театрального критика в феврале 1920 в газете [[Жизнь|"Жизнь"]], освещал на страницах газеты деятельность кружка. Кружок тесно сотрудничал с [[Русский театр в Таллинне|Русским театром в Таллинне]]. При участии членов кружка были поставлены спектакли «Анатэма» Л. Андреева (реж. А.Д. Трахтенберг, премьера 26.02.1920) и «Война» М. Арцыбашева (премьера 27 марта 1920). [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]] и [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]] подготовили театрализованный Пушкинский вечер 7.05.1920. Крупным, хотя и непродолжительным, проектом кружка был выпуск в июне 1920 года четырех номеров еженедельника литературы, искусства, науки и жизни [[Облака|"Облака"]]. В нем приняли участие все художники кружка – [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], [[Бенар Евгений|Е. Бенар]], [[Гринев Александр Николаевич|А.Н. Гринев]], А.П. Калашникова, [[Криммер Борис Рудольфович|Б.Р. Криммер]], [[Обольянинова Ольга Владимировна|О.В. Обольянинова]], [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]], [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]], а также несколько эстонских художников – А. Ваббе, К. Мяги, А. Тасса. [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] и Г.И. Тарасов выступили на страницах издания со статьями об искусстве. Редакция журнала располагалась в правлении кружка. В конце лета и в начале осени 1920 в кружке начались разногласия, приведшие к выходу из его состава [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернова]]. Вслед за ним кружок покинул [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], перебравшийся на жительство в Латвию. 7.11.1920 по инициативе кружка и эстонской группы художников из Тарту «Pallas» состоялась первая выставка эстонского объединения художников [[Ars|"Ars"]]. От русских участников в комиссию по отбору картин вошли Г.И. Тарасов, [[Кайгородов Анатолий Дмитриевич|А.Д. Кайгородов]] и художник-архитектор [[Криммер Борис Рудольфович|Б.Р. Криммер]]. В выставке приняли участие почти все русские художники, живущие на тот момент в Эстонии. Это была последняя акция, в которой фигурировал кружок. В октябре 1920 правительство Эстонии утвердило устав [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии]], который фактически стал преемником кружка '''«Черная Роза»'''. В состав правления союза, помимо артистов В.Н. Владимирова, Н.В. Лаврецкого и Л.Н. Кусковского, вошел от художников [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] (казначей) и от литераторов Г.И. Тарасов (товарищ председателя). С начала 1921 члены кружка чаще всего выступали от имени [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Союза русских деятелей искусств]], и деятельность кружка фактически прекратилась.
+
Художественно-артистический кружок, Ревель, 1919 - 1921. Объединял русскую творческую интеллигенцию Ревеля, возник в конце 1919. Устав кружка был зарегистрирован в марте 1920 и 25.02.1921 внесен в регистр общественных организаций МВД Эстонской Республики под № 68 под названием Клуб писателей и артистов «Черная Роза» – Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi «Must Roos», хотя к этому времени кружок уже распался. Правление кружка располагалась по адресу Рыцарская (Rüütli) 6, кв. 2. Инициаторами создания кружка были художники [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], А.П. Калашникова, [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] и [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]], а также театральный критик и журналист [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]]. Они вошли в правление кружка и составляли его наиболее активное ядро. 28.02.1920 А.П. Калашникова и [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]] представляли кружок на открытии в Юрьеве (Тарту) школы эстонских художников «Pallas». Считая неотложной задачей объединение всех русских людей искусства в Эстонии, кружок взял на себя инициативу созыва совещания в марте 1920, посвященного выбору делегатов на [[1-й  Русский  всеэстонский съезд|Русский съезд]] Эстонии и выработке положения о Русском Комитете. Кружок устраивал тематические художественные вечера в [[Русский театр в Таллинне|Русском театре]] (например, «Восток в опере»), артистические карнавалы (один из них был подготовлен совместно с эстонской группой «Pallas» в зале театра «Эстония») и «понедельники» (музыкально-танцевальные кабаре на манер петербургских и московских) в клубе Лоотус на ул. Гонсиори, 4. [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]], А.П. Калашникова и [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] писали декорации, изготовляли бутафорию, делали эскизы костюмов и оформляли залы, [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]] был ответственным распорядителем. [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]], заняв место театрального критика в феврале 1920 в газете [[Жизнь|"Жизнь"]], освещал на страницах газеты деятельность кружка. Кружок тесно сотрудничал с [[Русский театр в Таллинне|Русским театром в Таллинне]]. При участии членов кружка были поставлены спектакли «Анатэма» Л. Андреева (реж. А.Д. Трахтенберг, премьера 26.02.1920) и «Война» М. Арцыбашева (премьера 27 марта 1920). [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]] и [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]] подготовили театрализованный Пушкинский вечер 7.05.1920. Крупным, хотя и непродолжительным, проектом кружка был выпуск в июне 1920 года четырех номеров еженедельника литературы, искусства, науки и жизни [[Облака|"Облака"]]. В нем приняли участие все художники кружка – [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], [[Бенар Евгений|Е. Бенар]], [[Гринев Александр Николаевич|А.Н. Гринев]], А.П. Калашникова, [[Криммер Борис Рудольфович|Б.Р. Криммер]], [[Обольянинова Ольга Владимировна|О.В. Обольянинова]], [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]], [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернов]], а также несколько эстонских художников – А. Ваббе, К. Мяги, А. Тасса. [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] и [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]] выступили на страницах издания со статьями об искусстве. Редакция журнала располагалась в правлении кружка. В конце лета и в начале осени 1920 в кружке начались разногласия, приведшие к выходу из его состава [[Чернов Вадим Анатольевич|В.А. Чернова]]. Вслед за ним кружок покинул [[Антонов Сергей Николаевич|С.Н. Антонов]], перебравшийся на жительство в Латвию. 7.11.1920 по инициативе кружка и эстонской группы художников из Тарту «Pallas» состоялась первая выставка эстонского объединения художников [[Ars|"Ars"]]. От русских участников в комиссию по отбору картин вошли [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]], [[Кайгородов Анатолий Дмитриевич|А.Д. Кайгородов]] и художник-архитектор [[Криммер Борис Рудольфович|Б.Р. Криммер]]. В выставке приняли участие почти все русские художники, живущие на тот момент в Эстонии. Это была последняя акция, в которой фигурировал кружок. В октябре 1920 правительство Эстонии утвердило устав [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии]], который фактически стал преемником кружка '''«Черная Роза»'''. В состав правления союза, помимо артистов В.Н. Владимирова, Н.В. Лаврецкого и Л.Н. Кусковского, вошел от художников [[Роот Николай Федорович|Н.Ф. Роот]] (казначей) и от литераторов [[Тарасов Георгий Иванович|Г.И. Тарасов]] (товарищ председателя). С начала 1921 члены кружка чаще всего выступали от имени [[Профессиональный союз русских деятелей искусства в Эстии|Союза русских деятелей искусств]], и деятельность кружка фактически прекратилась.
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==

Версия 02:18, 28 января 2016

«Черная Роза», Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi ”Must Roos”

Художественно-артистический кружок, Ревель, 1919 - 1921. Объединял русскую творческую интеллигенцию Ревеля, возник в конце 1919. Устав кружка был зарегистрирован в марте 1920 и 25.02.1921 внесен в регистр общественных организаций МВД Эстонской Республики под № 68 под названием Клуб писателей и артистов «Черная Роза» – Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi «Must Roos», хотя к этому времени кружок уже распался. Правление кружка располагалась по адресу Рыцарская (Rüütli) 6, кв. 2. Инициаторами создания кружка были художники С.Н. Антонов, А.П. Калашникова, Н.Ф. Роот и В.А. Чернов, а также театральный критик и журналист Г.И. Тарасов. Они вошли в правление кружка и составляли его наиболее активное ядро. 28.02.1920 А.П. Калашникова и Г.И. Тарасов представляли кружок на открытии в Юрьеве (Тарту) школы эстонских художников «Pallas». Считая неотложной задачей объединение всех русских людей искусства в Эстонии, кружок взял на себя инициативу созыва совещания в марте 1920, посвященного выбору делегатов на Русский съезд Эстонии и выработке положения о Русском Комитете. Кружок устраивал тематические художественные вечера в Русском театре (например, «Восток в опере»), артистические карнавалы (один из них был подготовлен совместно с эстонской группой «Pallas» в зале театра «Эстония») и «понедельники» (музыкально-танцевальные кабаре на манер петербургских и московских) в клубе Лоотус на ул. Гонсиори, 4. С.Н. Антонов, В.А. Чернов, А.П. Калашникова и Н.Ф. Роот писали декорации, изготовляли бутафорию, делали эскизы костюмов и оформляли залы, Г.И. Тарасов был ответственным распорядителем. Г.И. Тарасов, заняв место театрального критика в феврале 1920 в газете "Жизнь", освещал на страницах газеты деятельность кружка. Кружок тесно сотрудничал с Русским театром в Таллинне. При участии членов кружка были поставлены спектакли «Анатэма» Л. Андреева (реж. А.Д. Трахтенберг, премьера 26.02.1920) и «Война» М. Арцыбашева (премьера 27 марта 1920). С.Н. Антонов и В.А. Чернов подготовили театрализованный Пушкинский вечер 7.05.1920. Крупным, хотя и непродолжительным, проектом кружка был выпуск в июне 1920 года четырех номеров еженедельника литературы, искусства, науки и жизни "Облака". В нем приняли участие все художники кружка – С.Н. Антонов, Е. Бенар, А.Н. Гринев, А.П. Калашникова, Б.Р. Криммер, О.В. Обольянинова, Н.Ф. Роот, В.А. Чернов, а также несколько эстонских художников – А. Ваббе, К. Мяги, А. Тасса. Н.Ф. Роот и Г.И. Тарасов выступили на страницах издания со статьями об искусстве. Редакция журнала располагалась в правлении кружка. В конце лета и в начале осени 1920 в кружке начались разногласия, приведшие к выходу из его состава В.А. Чернова. Вслед за ним кружок покинул С.Н. Антонов, перебравшийся на жительство в Латвию. 7.11.1920 по инициативе кружка и эстонской группы художников из Тарту «Pallas» состоялась первая выставка эстонского объединения художников "Ars". От русских участников в комиссию по отбору картин вошли Г.И. Тарасов, А.Д. Кайгородов и художник-архитектор Б.Р. Криммер. В выставке приняли участие почти все русские художники, живущие на тот момент в Эстонии. Это была последняя акция, в которой фигурировал кружок. В октябре 1920 правительство Эстонии утвердило устав Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии, который фактически стал преемником кружка «Черная Роза». В состав правления союза, помимо артистов В.Н. Владимирова, Н.В. Лаврецкого и Л.Н. Кусковского, вошел от художников Н.Ф. Роот (казначей) и от литераторов Г.И. Тарасов (товарищ председателя). С начала 1921 члены кружка чаще всего выступали от имени Союза русских деятелей искусств, и деятельность кружка фактически прекратилась.

Источники

  • Государственный архив Эстонии=ERA.14.3.1921; 14.3.1922; 27.3.4140; 27.3.4141 (Kunstnikkude ja Näitlejate Ühing "Must Roos").
  • Тарасов Г. 2-й художественный вечер // Жизнь (Таллин). 1920. 18 февраля. №1.
  • Л. Театр. Художественный вечер // Свобода России(Таллин). 1920. 19 февр. № 41. С. 3.
  • «Карнавал» // Свобода России. 1920. 6 марта. № 53. С. 3.
  • [Обращение «Черной Розы» к русским деятелям искусства в Эстонии] // Жизнь. 1920. 10 марта. С. 3.
  • Тарасов Г. Театр и искусство: Карнавал художников // Жизнь. 1920. 13 марта № 19. С. 4.
  • Тарасов Г. Организационное собрание рус. деятелей искусства. Наш долг // Жизнь. 1920. 17 марта. № 22. С. 3.
  • М.А.С-ъ. Понедельник «Черной Розы» // Жизнь, 1920. 21 марта. № 30. С. 3.
  • Ф. Зрелища. Вечер «Черной Розы» // Свобода России. 1920. 1 апр. № 74. С. 4.
  • З.Ф. Понедельник «Черной Розы» // Свобода России. 1920. 17 апр. № 85. С. 3.
  • П-въ А. «Пушкинский вечер» в Рус. театре // Свобода России. 1920. 7 мая. № 101. С. 3.
  • Тарасов Г. Собрание деятелей русского искусства // Последние известия (Таллин). 1920. 26 авг. № 12. С. 3.
  • Обращение // Народное дело (Таллин). 1920. 20 окт. № 65. С. 4.
  • Союз русских деятелей искусств // Последние известия. 1920. 25 окт. № 63. С. 3.
  • Лепесток Р. Художественная выставка «Ars» // Народное дело. 1920. 19 нояб. № 90. С. 4.
  • Готвиль А. [А.А. Байов]. «Ars» // Последние известия. 1920. 22 ноября. № 86. С. 3.
  • Лучинин Л. Русская опера // Последние известия. 1920. 22 ноября. № 86. С. 3-4