Черная роза

Материал из Russian Estonia
Версия от 22:08, 21 ноября 2014; Admin (обсуждение | вклад) (Admin переименовал страницу "Черная роза" в Черная роза без оставления перенаправления)

Перейти к: навигация, поиск

Чёрная роза, Must Roos, художественно-артистический кружок, Ревель, 1919–1921. Объединял русскую творческую интеллигенцию Ревеля, возник в конце 1919. Устав кружка был зарегистрирован в марте 1920 и 25.02.1921 внесен в регистр общественных организаций МВД Эстонской Республики под № 68 под названием Клуб писателей и артистов «Черная Роза» – Kirjanduse kunsti ja näitlejate Klubi «Must Roos», хотя к этому времени кружок уже распался. Правление кружка располагалась по адресу Рыцарская (Rüütli) 6, кв. 2. Инициаторами создания кружка были художники С.Н. Антонов, А.П. Калашникова, Н.Ф. Роот и В.А. Чернов, а также театральный критик и журналист Г.И. Тарасов. Они вошли в правление кружка и составляли его наиболее активное ядро. 28.02.1920 А.П. Калашникова и Г.И. Тарасов представляли кружок на открытии в Юрьеве (Тарту) школы эстонских художников «Pallas». Считая неотложной задачей объединение всех русских людей искусства в Эстонии, кружок взял на себя инициативу созыва совещания в марте 1920, посвященного выбору делегатов на Русский съезд Эстонии и выработке положения о Русском Комитете. Кружок устраивал тематические художественные вечера в Русском театре (например, «Восток в опере»), артистические карнавалы (один из них был подготовлен совместно с эстонской группой «Pallas» в зале театра «Эстония») и «понедельники» (музыкально-танцевальные кабаре на манер петербургских и московских) в клубе Лоотус на ул. Гонсиори, 4. С.Н. Антонов, В.А. Чернов, А.П. Калашникова и Н.Ф. Роот писали декорации, изготовляли бутафорию, делали эскизы костюмов и оформляли залы, Г.И. Тарасов был ответственным распорядителем. Г.И. Тарасов, заняв место театрального критика в феврале 1920 года газете "Жизнь", освещал на страницах газеты деятельность кружка. Кружок тесно сотрудничал с Русским театром в Таллине. При участии членов кружка были поставлены спектакли «Анатэма» Л. Андреева (реж. А.Д. Трахтенберг, премьера 26 февраля 1920) и «Война» М. Арцыбашева (премьера 27 марта 1920). С.Н. Антонов и В.А. Чернов подготовили театрализованный Пушкинский вечер 7 мая 1920 года. Крупным, хотя и непродолжительным, проектом кружка был выпуск в июне 1920 года четырех номеров еженедельника литературы, искусства, науки и жизни "Облака". В нем приняли участие все художники кружка – С.Н. Антонов, Е. Бенар, А.Н. Гринев, А.П. Калашникова, Б.Р. Криммер, О.В. Обольянинова, Н.Ф. Роот, В.А. Чернов, а также несколько эстонских художников – А. Ваббе, К. Мяги, А. Тасса. Н. Ф. Роот и Г. И. Тарасов выступили на страницах издания со статьями об искусстве. Редакция журнала располагалась в правлении кружка. В конце лета и в начале осени 1920 в кружке начались разногласия, приведшие к выходу из его состава В.А. Чернова. Вслед за ним кружок покинул С.Н. Антонов, перебравшийся на жительство в Латвию. 7.11.1920 по инициативе кружка и эстонской группы художников из Тарту «Pallas» состоялась первая выставка эстонского объединения художников "Ars". От русских участников в комиссию по отбору картин вошли Г.И. Тарасов, А.Д. Кайгородов и художник-архитектор Б.Р. Криммер. В выставке приняли участие почти все русские художники, живущие на тот момент в Эстонии. Это была последняя акция, в которой фигурировал кружок. В октябре 1920 правительство Эстонии утвердило устав Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстии, который фактически стал преемником кружка «Черная Роза». В состав правления союза, помимо артистов В.Н. Владимирова, Н.В. Лаврецкого и Л.Н. Кусковского, вошел от художников Н.Ф. Роот (казначей) и от литераторов Г.И. Тарасов (товарищ председателя). С начала 1921 члены кружка чаще всего выступали от имени Союза русских деятелей искусств, и деятельность кружка фактически прекратилась.

  • Источники:

Государственный архив Эстонии=ERA.14.3.1921; 14.3.1922; 27.3.4140; 27.3.4141 (Kunstnikkude ja Näitlejate Ühing "Must Roos").

Тарасов Г. 2-й художественный вечер // Жизнь (Таллин). 1920. 18 февраля. №1.

Л. Театр. Художественный вечер // Свобода России(Таллин). 1920. 19 февр. № 41. С. 3.

«Карнавал» // Свобода России. 1920. 6 марта. № 53. С. 3.

[Обращение «Черной Розы» к русским деятелям искусства в Эстонии] // Жизнь. 1920. 10 марта. С. 3.

Тарасов Г. Театр и искусство: Карнавал художников // Жизнь. 1920. 13 марта № 19. С. 4.

Тарасов Г. Организационное собрание рус. деятелей искусства. Наш долг // Жизнь. 1920. 17 марта. № 22. С. 3.

М.А.С-ъ. Понедельник «Черной Розы» // Жизнь, 1920. 21 марта. № 30. С. 3.

Ф. Зрелища. Вечер «Черной Розы» // Свобода России. 1920. 1 апр. № 74. С. 4.

З.Ф. Понедельник «Черной Розы» // Свобода России. 1920. 17 апр. № 85. С. 3.

П-въ А. «Пушкинский вечер» в Рус. театре // Свобода России. 1920. 7 мая. № 101. С. 3.

Тарасов Г. Собрание деятелей русского искусства // Последние известия (Таллин). 1920. 26 авг. № 12. С. 3.

Обращение // Народное дело (Таллин). 1920. 20 окт. № 65. С. 4.

Союз русских деятелей искусств // Последние известия. 1920. 25 окт. № 63. С. 3.

Лепесток Р. Художественная выставка «Ars» // Народное дело. 1920. 19 нояб. № 90. С. 4.

Готвиль А. [А.А.Байов]. «Ars» // Последние известия. 1920. 22 ноября. № 86. С. 3.

Лучинин Л. Русская опера // Последние известия. 1920. 22 ноября. № 86. С. 3-4